Ложная милость



когда хочется быть добрее Бога

Амфитеатр Флавиев, более известный как Колизей, был построен с особой целью в своё время. В 1 веке после Рождества Христова у римлян были очень популярны гладиаторские бои, которые они переняли у греков и египтян. Такие мероприятия проводились в честь бога войны Марса и были очень масштабны. Историки утверждают, что за время своего существования Колизей увидел многое: бои гладиаторов, охоту на хищных зверей, привозимых из далеких стран, издевательство над христианами и даже морские бои, для проведения которых арена заливалась водой. Все это проходило под патронатом не одного великого императора и говорило о его снисхождении и необычайной доброте к простому люду. Трудно понять столь жестокое обращение с людьми, но куда сложнее уразуметь наслаждение тех толп зевак, которые приходили— порой даже на несколько дней — для того, чтобы насладиться смертями игроков на арене. Но на то время подобная странность вовсе не была феноменом. Я читала, что многие греческие философы презирали жалость и считали её болезнью души. Высшее божество, по их мнению, не могло проявлять сострадание, потому что это бы значило, что на бога можно как-то воздействовать, что является невозможным. Поэтому любое проявление милости считалось слабостью и презиралось как человеческий недостаток.

Христос, придя на землю, упразднил умствования мудрецов и мыслителей, показав в Себе полное воплощение не только милосердия и сострадания, но и любви. Бог не раз в Ветхом завете говорил о милости как об угодном Ему качестве человеческого сердца и рук. Ученые иврита говорят, что еврейское слово «хесед», которое у нас обозначено как «милость» или даже «любовь», на самом деле невозможно перевести одним словом на наш язык, потому что у него нет аналога.  Так, «хесед» значит способность настолько войти в положение другого человека, чтобы видеть мир его глазами, обдумывать проблемы его умом и чувствовать его чувствами; незаслуженная доброта и щедрость. Это одно из великих качеств Бога, к которому Он призывает также и нас. Но сегодня я хочу затронуть немного иную тему, точнее выражаясь, собираюсь поговорить о ПСЕВДОмилости. Иногда мы делаем Богу «медвежью услугу», исполняя то, о чем Он нас не просил, или наоборот — не делая того, что Он приказывает, убеждая самое себя, что вершим Его волю. Возможно, такие размышления вызовут у некоторых людей горьковатый привкус, но, все же, я продолжу.

Проявление ложной милости там, где не стоит ее проявлять, частично происходит оттого, что мы, сами того не понимая, стали сенсуалистами (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение)  – людьми, воспринимающими реальность через ощущения и впечатления. Внутри нас живет целое царство чувств, которые руководят нами больше, чем слово Божье. Согласитесь, что на определённых этапах нашей жизни, мы больше склонны действовать под флагом своих эмоций, чем идти под знаменем прочитанного в Библии. Иногда Божий закон кажется нам слишком суровым или недостаточно расписанным, чтобы подходить под ту или иную сложную ситуацию, и мы с победоносным зовом бежим спасать и миловать, увы, против намерений Бога.
Итак, библейские примеры ложной милости и их краткий анализ.

Пример 1: "Когда мы опираемся на видимые факты или очевидное, а не на Бога"

"… жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем,
употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили
ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина;
и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая; и весь
дорожный хлеб их был сухой и заплесневелый. Они пришли к Иисусу в стан
[Израильский] в Галгал и сказали ему и всем Израильтянам: из весьма
дальней земли пришли мы; итак заключите с нами союз." (Иис.Нав.9:3-6)

Кампания завоеваний Ханаанских земель была делом Бога, хотя во главе ее стоял Иисус Навин. Когда жители Гаваона услышали, что соседние к ним города уничтожают евреи, их реакция оказалась очевидной – страх. Поразмыслив немного, они принимают решение схитрить и притвориться союзниками с дальней страны. Их экипировка и диалоги были хорошо продуманы и проиграны, чтобы удостоверить Израильтян без лишних вопросов с их стороны. Так и произошло, Иисус Навин и старейшины поверили жителям Гаваона, не просто пощадив их вместо уничтожения, но и заключив с ними союз.

"Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. И заключил Иисус
с ними мир и постановил с ними условие в том, что он сохранит им жизнь;
и поклялись им начальники общества. А чрез три дня, как заключили они
с ними союз, услышали, что они соседи их и живут близ них…" (Иис.Нав.9:14-16)

Сатана умеет использовать "благочестивую" ложь, чтобы произвести впечатление. Опираясь на увиденное и услышанное, лидеры общества пришли к заключению, что люди говорят правду, в то время, как они были нагло обмануты ими. Господь повелел Израильскому народу истребить все языческие племена без исключения, но Израиль подумал, что опытный глаз и чувственное сердце - лучше Божьего повеления. Они не просто приняли решение сами, без Бога, но второй их ошибкой было принять это решение быстро. Спешка часто является нашим врагом и врагом Божьего слова. Всего через три дня они поняли что̀ наделали. Думая, что оказывают милость во имя Бога, старейшины пошли против Его воли, служа в угоду собственным чувствам.

Как часто мы оказываем милость, не вопросив об этом Бога? Может, кому-то этот вопрос покажется очень странным – неужели, чтобы совершить добро, нам нужно Бога об этом спросить?! Выходит, нужно! Оказанная нами помощь или милосердие могут послужить для дальнейшего греха человека. В жизни нашей семьи был подобный пример. Помогая финансово некоторое время одно пожилой женщине, которая заботилась о своей внучке, мы даже не думали, что способствуем праздности ее дочери. Молодая женщина проводила далеко не благочестивую жизнь, а ее мать не просто не останавливала её, но и сопутствовала этому, косвенно или прямо не знаю. В итоге, мы узнали, что мы не одни такие "добродетели". Женщина заручилась финансовой поддержкой нескольких человек, а позже оказалось, что помощь шла вовсе не по назначению, а на разгульную жизнь её дочери. Хотя все факты кричали о вопиющей бедности и бескорыстии, как у жителей Гаваона.

Пример 2: "Когда мы руководствуемся собственным пониманием "хорошего" и "плохого"

"Так говорит Господь Саваоф: … иди и порази Амалика, и истреби все, что у него;
и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока
до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла…
Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и
откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а
все вещи маловажные и худые истребили."  (1Цар.15:2,3,9)

Бог знал, за что наказывает Амаликитян, и объяснил это Саулу. Они очень жестоко обошлись с народом Израиля, когда те входили в обетованную землю. Божье слово в их отношении было твердым и настоятельным – они подлежали наказанию. Но, как оказалось, у Саула было свое мнение на этот счет. Сохранив царя и животных, он подумал, что сделал благочестивое дело: "пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему" (1Цар.15:15) Он до последнего был уверен, что его план обрадует Господа, и Он примет откормленных тельцов и волов с радостью. Но Самуил явно не обрадовал Саула своим заключением…

С каких пор человеку дана власть называть что-то "хорошим", когда Бог это "что-то" осуждает? Почему мы думаем, что вместе с Саулом имеем право решать что̀ можно помиловать, а что - истребить? Где-то внутри мы уверены о себе, что обладаем необычайной проницательностью и способны лучше Бога знать что "добро", а что - "зло".
Этот пример учит нас не опираться на собственные суждения и призрачный опыт, не истолковывать Божьи приказания, а беспрекословно им подчиняться. Порой мы желаем помочь  человеку, которого Бог оставил чему-то научиться в его обстоятельствах, и выходит - мы спасаем грешника от Бога!

Всеми цитируемый стих Иеремии 48:10 говорит: "Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!" (Иер.48:10) Вторая часть стиха почему-то забывается нами, а она, как раз таки, учит не удерживать наказание Бога в жизнях некоторых людей.  Кто-то сказал: "Иногда проявить милость значит – отдать справедливости". Удерживая Божий меч, ты пытаешься стать добрее Бога. Но Его воля все равно совершиться – а ты лишь навлечешь на себя беду. Наше понимание добра и Божье не всегда сбегаются, и нам стоит об этом помнить. Бог вменил Саулу эту "милость" в непослушание: есть над чем подумать.

Пример 3: "Когда мы движимы привязанностью к человеку или гуманизмом"

"… один человек из сынов пророческих сказал другому, по слову Господа:
бей меня. Но этот человек не согласился бить его. И сказал ему: за то,
что ты не слушаешь гласа Господня, убьет тебя лев, когда пойдешь от меня.
Он пошел от него, и лев, встретив его, убил его. И нашел он другого человека,
и сказал: бей меня. Этот человек бил его до того, что изранил побоями.
И пошел пророк и предстал пред царя..." (3Цар.20:35-38)

Странная история, не правда ли? Но я давно обратила на нее внимание, потому что она показывает Бога таким, каким мы не привыкли Его видеть или лучше сказать - не хотим  видеть. Господь захотел разъяснить царю Ахаву его ошибку визуально. Для этого ему понадобился, как не удивительно, побитый пророк!.. Не спрашивайте почему - Он Бог! Символическое действие требовало исполнителя. И вот этот человек (считается, что "сынами пророческими" называли тех, кто обучался в особых школах для пророков) ищет верного друга, который его побьет, но в ответ на Божье приказание "бей меня", тот милостиво отказывается. За такое проявление сострадания к своему "одногруппнику", он был наказан очень жестко – умерщвлен львом…

Часто Божьи проявления в жизни близких нам людей не поддаются логике или объяснению. Кого-то постигает травма, кого-то – финансовые лишения или другие непостижимые для нас обстоятельства. И очень естественно для человека защитить своего ближнего. Но нам может быть невдомек, что как раз в это самое время Бог учит его, наставляет или производит что-то для собственной славы! А мы мешаем Ему своей псевдо милостью. Меня пугает, как Бог наказал того пророка… Пусть даже из добрых побуждений, но неповиновение Слову, может закончиться фатально. Если Он не пощадил Своего служителя, тогда стоит задуматься насколько мы – знающие Бога и служащие Ему – должны серьезно относиться к Его повелениям, и никогда не ставать у Него на пути. Даже, если мы никогда не поймем, зачем Ему это, Всевидящий не обязан объяснять нам Свои действия. Наша задача беспрекословно подчиняться.

Мне хочется сказать намного больше, но нужно все подытожить. Мы склонны проявлять ложную милость к людям, вопреки Богу по разным причинам: потому что считаем себя опытными и умными; из-за неправильного человеческого понимания "добра" и "зла"; опираясь только на видимые факты, и не учитывая того, что Бог все держит под контролем; когда думаем, что спасение человека зависит только от нас и прямо сейчас; когда спешим; из-за привязанности к ближнему или страха потерять свой авторитет пред ним; из-за чрезмерного попечения о людях, не имея доверия к Божьим действиям и т.д. Так как же избежать этой ложно милости?

1. Просить совета у Бога и не полагаться на свой разум.
2. Не бояться сделать паузу, чтобы помолиться и поразмышлять над Писанием, ища правильный выход.
3. Изучать Библию, чтобы иметь Божье представление что̀ есть "худое", а что – "благое".
4. Не надеяться на свою проницательность и эмоциональную доброту, которая часто противоречит Библии.
5. Не руководствоваться чувствами, а только Божьей волей, подтвержденной Писанием и советами чтущих Бога.

Пусть благословит нас Бог проявить милость всегда, где это нужно, и не проявить ложную милость там, где она будет лишним вмешательством в Божий план.


Коментарі

Популярні публікації