Аленький цветочек: учимся скромным желаниям





Не зря авторы сказок прививали детям любовь к скромности желаний с самих пеленок. Человеку присуще тяготеть в своих плотских мечтаниях к обилию земных благ. То нам царство подавай, то вечную молодость, или, хотя бы на крайний случай, палочку волшебную. Вот так ехал Аксаковский купец на заработки, и выразили его дочери-красавицы три желания человечества: старшая просила в подарок "золотой венец из каменьев самоцветных, чтоб был от них свет" (видно власти хотела); средняя  - "туалет из хрусталю восточного, чтоб смотрясь в него не старилась, а краса прибавлялась", знакомое желанье, только нынче в интернет заглядывают в поисках вечной молодости, ну, а младшенькая цветочек аленький попросила, - скромная была… Только, чего-то так получается, что первые два желания у людей, хоть и плотские, но более выполнимые, нежели добыча цветочка простого, за которым стоит, как не зверь страшный, то проблемы какие-то. Но, как не прививай нам мысль добродетельную, все равно мечтаем мы далеко и размашисто, так что мечты наши даже купеческие корабли в сказках не могут довезти, все время  на обратном пути тонут перегруженные в синем море…  Вот и подумалось мне, как же нам избавиться от заоблачных ожиданий, неминуемо приносящих разочарования и ропот к небесному престолу.

Чего мы только не надумываем о себе самих! Это мы снаружи только такие застенчивые и непритязательные, но чего уж тут скрывать свои промахи! А в тайной комнате у нас хранится жезл и золотой венец, и "туалет из хрусталю восточного" ( это зеркало такое). Мы знаем себе цену, только вслух ее не проговариваем, хотя и это до поры до времени, пока не вырвется в стрессовый момент.  Вот раздразнимся так своими собственными желаниями, подкрепленными человеческими вкладами в виде комплиментов, восхищений или обещаний, а потом сидим и горюем, что кануло все это в лету. Но, куда хуже, мы часто еще и Богу претензии предъявляем, будто Он подписался под нашим вожделением беспрекословно его исполнить. Долгими зимними вечерами, поглядывая в окошко, ждешь весны с букетом ярких сюрпризов, но весна приходит с корзиной разочарований, и ты, махнув на нее рукой, начинаешь вверять себя бодрости лета, что именно оно станет отрадой твоей души и где-то в своих высоких травах приготовит большую коробку с радостями. Но лето, увы, оказывается столь же беззаботным, как и его бабочки-однодневки, питаясь легкой пыльцой, и совсем забывает о тебе и твоих мечтах. Тогда ты хватаешься за щедрость осени, которая хоть и поливает тебя дождями хандры, но все же не топит доконца твою надежду, что хотя бы что-то должно произойти в твоей монотонной жизни в этот сезон. Но снова твои ожидания не оправдываются, и не остается ничего другого, как вяло влачить себя в безразличную зиму, уповая, что новый год принесет чудо. И что сказать напоследок – придется вонзить ли нож в доверчивое сердце и подытожить, сказав, что чаще всего наши ожидания остаются поглощенными вечным забвением… Что же не так с нами? Почему, трудясь и молясь, мы остаемся наедине со своими разочарованиями. Я не берусь за дело эксперта, но смею предложить свою версию этой проблемы.

"не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным;
не мечтайте о себе" Рим.12:16

Бог знал, что у нас возникнут такие проблемы, поэтому оставил через Павла инструкцию и на этот случай. Основываясь на разных достижениях, талантах и фактах, мы устанавливаем цену самим себе. Никто не думает о себе, как о товаре низкого качества в магазинах типа "Все по 5 гривен". Мы оцениваем себя ярлыком класса "люкс", возносясь на полку мраморного камина, где хранятся награды и экспонаты, купленные дорогою ценой. Соответственно этому "уровню", мы и позволяем себе творить мечты высокого полета. Возможно, многие из них не так уж высокопарны, как кажется со стороны, но в глазах Бога – это самопревозношение. Слово "высоко" в этом стихе значит – высокомерно, возвышенно, надменно. Никто, конечно же, не признается сейчас вслух, что это написано о нас. Но у каждого есть свой перечень вещей и людей, которых мы достойны. Мы знаем, что своим усердием мы заслужили хорошую работу, своими качествами мы обязательно привлечем хорошую жену/мужа, мы достойны лучшей одежды, которая подчеркнет наш статус и красоту, мы достойны лучшего отдыха, ведь за год немало потрудились. И еще куча таких "достойных" ожиданий, меньшая доля появления которых жестоко нас оскорбит или унизит.  Поэтому, когда это не приходит к нам в руки, мы впадаем в уныние.

"Пришедшие же первыми думали, что они получат больше,
но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать
на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час,
и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя;
не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди;
я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе;
разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив
от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые
последними, ибо много званых, а мало избранных." Матф.20:9-16

По человеческим меркам было бы справедливо дать первым наемным работниками больше, нежели тем, кто работал всего пару часов. И такой людской меркой мы взвешиваем многое в своей жизни, помещая себя на контрастный фон с номинальными христианами или, чтоб было "по ярче" - с грешниками. Служа Богу, где-то в глубине души мы ожидаем Его щедрых благословений за праведность, поэтому с легкой вкрадчивостью, как дети перед праздником, между строк в молитве сообщаем Ему свои "заказы". Первые работники возмутились такой несправедливости: кто, как не они достойны щедрой награды за свой нелегкий труд?! В этом и кроется для нас первый урок – иногда мы служим только ради выгодной награды. Все их мысли в течение дня были заняты предвкушением сладостной платы, написано: "думали, что они получат больше". О, как часто мы думаем, что получим от Бога больше! Что, кроме спасения, Он просто обязан дать нам хороший дом, прекрасную семью, продвижение, здоровье, способности и дожди желаемых нами благословений!  Но кто дал нам право быть "оценщиками" своих достоинств? Он дал, что обещал – самое необходимое для нашей жизни.
Но совсем другая картина кроется в отношении к последним работникам. Будучи нанятыми на несколько часов, они вряд ли ожидали полную дневную плату, но трудились не меньше первых. Они понимали, что хозяин сделал им милость, наняв их посреди рабочего дня, когда другие работодатели пренебрегли их трудом. Отчаянно нуждаясь в пропитании, эти люди были готовы служить и за мелкие гроши, только бы получить хотя бы что-то для своей жизни. И возымели за это неожиданную награду. Видишь разницу? Чувство нашего недостоинства пробуждает в Боге желание восполнять сокрушенное сердце. Он венчает наши скромные ожидания потоками благостей. Не то же пережила Есфирь, идя к царю, и ничего не прося, кроме нужного?

"Когда настало время Есфири… идти к царю, тогда она не просила ничего, кроме того,
о чем сказал ей Гегай, евнух царский, страж жен. И приобрела Есфирь расположение
[к себе] в глазах всех, видевших ее… И полюбил царь Есфирь более всех жен, и она
приобрела его благоволение и благорасположение более всех девиц; и он возложил
царский венец на голову ее и сделал ее царицею"  Есф.2:15-17

Ее требования были скромны, но в результате Есфирь обрела не только расположение всех окружающих, но и любовь царя, возложившего ценный венец на ее голову. Наша проблема в том, что мы целимся сразу в венец – в жизненные блага и устроенную жизнь, что само по себе не имеет греха. Но упускаем самое важное – путь к восполнению нашей мечты лежит через смирение и простоту наших желаний. Как писал Мэтью Генри в своей книге для молодежи: "Пусть ваши ожидания в этом мире будут небольшими, и не обещайте самих себе великих дел в нем." Слова "последуйте смиренным" в Рим.12:16 значат уносить себя самого в сторону смирения. В мыслях всякого человека всегда возникнут завышенные желания, но наша задача возвращать себя на правильное место, приземлять свои мечтании соответственно с тем положением, в котором мы находимся перед Богом. А какое это положение?

Вспомни, кем ты был в прошлом. Память о наших прошлых грехах и плачевном состоянии ветшает с течением времени, и мы забываем, кем были в "оригинальном", первоначальном состоянии. Нужно чаще думать о том, как милостив Бог, простивший грязь греха и принявший нас в Свою святую семью.

Прими то, кем ты есть сейчас. Мы – рабы Бога Всевышнего, чего может ожидать раб? Его желания почти растворились, потому что ежечасно он живет желаниями и повелениями своего господина. Ему хватает времени заботиться только об основных своих нуждах, чтобы жить. На все, что выше этого, у него просто нет времени, потому что воля его хозяина превыше всего.

Определи то, кем ты будешь в будущем. Человек сотворен только для одного – жить для славы Бога. И для достижения этой цели Он в каждого вложил Свой особый инструмент. Часто мы берем принадлежащий Ему инструмент, и используем его для своего обогащения и для своей славы. Вот почему тысячи наших мечтаний так и остаются нереализованными: "Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений." (Иак.4:3) Именно НАШИ желания О НАС самих и ДЛЯ НАС самих портят всю картину бытия.
__________

Итак, если вдруг добрый купец спросит, чего тебе привезти из-за океана, попроси его достать тебе аленький цветочек, краше которого нет на свете – цветочек скромных ожиданий. И увидишь, какой радостной станет жизнь. 





Коментарі

Популярні публікації