Меланхолия и печаль ради Бога




Меланхолия - очень тонкое и завораживающее чувство, не правда ли? В современном обществе, в прочем, как и предыдущих веках, ее чествовали очень благосклонно. Вот только причины ее появления в разные времена - разные, хотя вряд ли кто-то вообще понимает ее причину... Онегин, к примеру, предавался хандре от однообразия и бестолковости своих дней. Нынче же это состояние внедрилось в темперамент человека, и для его феерической активации нужен лишь малый толчек - сломанный каблук, потерянный кошелек, обида или еще какая-нибудь "последняя капля". Но есть и такие, кто считает легкую печаль привлекательным состоянием. Виктор Гюго говорил: "Меланхолия - это счастье испытывать грусть".  Интернет даже предлагает списки треков и фильмов под настроение скорби. Но, "ковыряясь" в слове, стоит сказать, что меланхолия - термин античный, дословно с греческого языка означающий - "черная желчь", -  изначально подразумевал не что иное, как "патологическое расстройство настроения, характеризуемое глубокой печалью в сочетании с тревожностью, снижением самооценки, замедлением психомоторных функций и возникновением мыслей о самоубийстве." Сегодня же это больше походит на норму в разных своих проявлениях и тяжестях, чем на исключительное явление. Библия говорит о последствии такой скорби очень однозначно:

"... печаль мирская производит смерть." 2 Кор.7:10

Уж очень многие верующие живут в состоянии мирской печали, облекая ее в христианскую добродетель. Кто-то судьбой недоволен, кто-то работать не хочет, кто-то фильмов пересмотрел, кто-то на весь мир обижен. Но что еще страшнее - люди придают меланхолии библейское значение. Не стоит путать слезы от последствий собственного проступка или греха с благочестивым плачем блаженства, давая себе ложную надежду, что Христос говорил именно о таком состоянии "блаженны плачущие, ибо они утешатся." (Матф.5:4) Вовсе нет. Иногда люди считают чувство сожаления или простой печали  покаянием. Это абсолютно разные вещи. Раскаяться и покаяться - не одно и то же. Иуда, раскаявшись, не покаялся (Матф.27:3-5). Этот случай еще раз доказывает  библейское утверждение - мирская печаль приводит только к смерти.

К этим размышлениям меня побудили неоднократные наблюдения за людьми, которым мы оказываем "ложное милосердие" (то ли в своей наивности, то ли глупости), помогая думать, и сами в это веря, что они совершили покаяние, тогда как его вовсе не было. Как узнать, что же есть истинное покаяние после печали по Богу? Вы скажите - по плодам! Что очень верно. Но есть ответ еще шире, который находится во втором послании к Коринфянам.

"Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению,
а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились
ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения,
какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание,
какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми
в этом деле." (2Кор.7:10,11)

В этой главе Павел пишет о решении проблемы в Коринфской церкви. Там был грех, и он был вынужден обличить их, сделав выговор, что принесло свои позитивные последствия. Печаль по Богу - абсолютная противоположность мирской печали, пустой и ненужной. С оригинала "печаль" здесь звучит, как то, что "стесняет, тяготит, огорчает, терзает, мучит, преследует", - и что мотивирует сердце искать освобождения. 

Размышления о Боге, наталкивают душу сравнить свое состояние с Божьей святостью, и как можно быстрее очиститься от этой грязи. И здесь он перечисляет, какие последствия проявляются в жизни покаявшегося человека:

1) усердие - еще одно значение этого слова "поспешность, торопливость": скорбящее  сердце после содеянного греха не откладывает покаяние на потом, не медлит приложить усилия и сделать все, чтобы избавиться от тяжкого гнета;
2) извинения - не имеется в виду самооправдание, но смиренный ответ на обвинение;
3) негодование [на виновного] - на грех, на самих себя, на искусителя;
4) страх - благоговейное опасение совершить тот же грех, попасться на ловушку снова; еще одно значение - "бегство": убегать от греха, опасаться его как самого страшного события;
5) желание - в греческом "жажда, томление" исправиться, примириться с Богом;
6) ревность - усердие, соревнование проявить доброе после содеянного злого;
7) взыскание - мщение, наказание греха, чтобы на его месте оказалась добродетель.

И все эти чудные преображения берут свое начало в сердце, но проявляются в поступках. Покаяние  - не бездейственное событие, наоборот - о нем мы только и можем узнать, глядя на видимые поступки. И в конце концов - результат очевиден для всех - чистота жизни.

Что толку грустить о своей жизни и ничего не делать, утешаясь местами из Писаний, обетования которых принадлежат тем, кто жаждет изменений и очищения? Меланхолия - это черная желчь, но печаль же ради Бога несет неизменное покаяние ко спасению. Будем грустить! Но грустить нужно правильно, чтобы прийти к Божьему утешению, иначе - нас ожидает безнадежность попусту потраченных слез, в конце которых только смерть...



Коментарі

Популярні публікації