10 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ ВОРУЮТ НАШУ РАДОСТЬ


Иногда жизнь похожа на карусель. В один из дней, когда эта карусель опустила меня ниже плинтуса, я задалась вопросом грех ли христианину ходить подавленным? Почему в какой-то момент ты расслаиваешься, и один слой тебя горчит, а второй, все же, несёт в себе сладость? Ты воодушевлён небесным, но при этом несчастен из-за земных переживаний. Этим размышлениям я и предалась.

В чем заключается разница между понятиями радости и счастья? Интересно, что в разных языках она объясняется по-разному. К примеру, в английском happiness”, что значит “счастье”, считается временным эмоциональным состоянием, а «joy» (т.е. радость) — образом мышления. Даже само слово happiness происходит от глагола happen”, т.е. “случаться, произойти”. У нас же все наоборот: счастье принято понимать как уклад жизни, а радость — как временную эмоцию, веянье духа, проще говоря — настроение.

А как эти понятия раскрыты в Библии? В библейском поисковике я ввела слово «счастье» и на мой запрос нашлось аж 4 стиха, «радость» же оказалась в 111 отрывках, что не может не удивить. Но есть еще одно слово, которое, как мне кажется, и формирует то постоянное возвышенное состояние духа, которого все мы так ищем, — это блаженство. Если мы откроем заповеди блаженства в Матфея 5 главе, то увидим, что Христос называет блаженными даже плачущих, что наталкивает на мысль о более глубоком состоянии удовлетворения и мира у человека, пока его поверхностные чувства изменяются.

Таким образом, я пришла к следующему пониманию. Как в море есть разные уровни течения воды, так и в христианине есть разные слои существа. В глубинах мы можем испытывать блажество как результат нашего прощения и оправдания жертвой Христа, но в то же самое время верхний слой наших вод может колебаться, изменяя настроение. Выходит, мы можем быть не всегда радостными снаружи, но должны быть всегда блаженными внутри. Христианин — это совокупность состояния и настроения, фундамента разума и ветров эмоций, твердого алмаза и мягкого графита.

Когда нам бывает не очень весело, и эти дни соединяются в цепочку недель и месяцев, важно понять, чтО именно гложет наше сердце, дабы не остаться долго в этой шкуре, и не превратить сложный период в образ жизни, неподобающий спасенному человеку. Я выделила для себя 10 вещей, которые воруют нашу эмоциональную радость, и с которыми нам нужно разобраться перед Господом.

1. Грех

Это самое первое и важное, что мы должны определить и исключить из нашей жизни. Он не просто портит нас, он делает нас противником Бога. Какой Божий противник может радоваться своему положению?!

Грех нужно назвать по имени перед Отцом. Не нужно юлить, называя его слабостью, усталостью, непростым характером, не нужно строить из себя жертву обстоятельств. Грех — это всегда наш собственный выбор. Писание говорит, что христианин, искупленный кровью Христа, уже не под властью греха, он не его раб. Но он может добровольно сдаться в его послушники.

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха;
а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован.» (Прит.28:13)

2. Физические недуги

Я встречала многих христиан, которые рыли себя изнутри, пеняя на удручённое духовное состояние, в то время, как ими владела обычная физиология. К примеру, банальная изжога делает человека более склонным к раздражительности, нехватка витаминов — к апатии и равнодушию. Но есть и серьёзные диагнозы, при которых нужно бороться за свою ежедневную радость. В такие моменты происходит битва между телом и духом, физическими ощущениями и помыслами души. Павел говорил о «телесной храмине», о своём жале в плоть, которое Господь не хотел забрать, унять, исцелить. Он оставил его, чтобы сила Его умножалась в нашей слабости. Если Господь не удаляет и твою немощь, тогда есть только один выход — научиться радоваться в том состоянии, которое дано. Это очень сложно, но Его благодать не оставит нас тет-а-тет с этой стрелой, а обязательно даст Свой бальзам.

«Поэтому я доволен и слабостями, и оскорблениями, и нуждами,
и преследованиями, и трудностями, переносимыми мною ради Христа,
потому что, когда я слаб, тогда я силен.» 2 Кор. 12:10 (НРП)

3. Страхи и тревоги

Когда-то я выписала себе в заметки следующее: «Что касается того, чего мы боимся, следует знать вот что: 40% из этого никогда не не происходит; 30% относится к прошлому, которое невозможно изменить; 12% сосредоточено на мнении других, которое невозможно контролировать; 10% беспокойства сосредоточено на собственном здоровье, которое лишь ухудшается, когда мы беспокоимся; 8% имеет отношение к реальным проблемам, на которые мы не можем повлиять. 99% наших тревог и волнений абсолютно необоснованны. Наше беспокойство не только бессмысленно и ничего не меняет, оно также недопустимо, ибо демонстрирует наше недоверие Богу» (Б. Рассел)

«не бойся, только веруй.» (Мар.5:36)

4. Несогласие с Божьей волей на нашу жизнь

Это то, что воровало мою радость немало долгих месяцев годы тому. Я не так представляла собственную жизнь, какой рисовал её Бог. Все шло согласно плану, вот только не моему, а Божьему! Поэтому меня сбило с ног. Когда воля Бога и воля человека встречаются в дуэли, что-то одно должно умереть. Мне не то чтобы ПРИШЛОСЬ согласиться, я осознала, что это крайне ВАЖНО сделать из-за собственной несостоятельности и греховности. Если ты хочешь прожить качественную в глазах неба жизнь, тебе предстоит немало прощаний, духовных операций и всяческих лишений. Потому что мы — люди — целимся в материальное, а Бог целится в духовное. И с Ним необходимо согласиться. Я знала многих людей, которые оставили Христа, потому что сами захотели быть богами собственных судеб. Но худшее происходит тогда, когда отвергая волю Бога на свою жизнь и следуя собственной воле, человек оказывается несчастен в том, к чему так упорно стремился. Горько, когда, взбираясь на гору, оказываешься на вершине вулкана.

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите:
ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.» (1Фесс.5:16-18)

5. Неблагодарность

Этот грех один из самых распространянных в современном мире и в церкви. Из-за него распадаются семьи, родственные связи, близость с Богом и теряется вкус жизни. Сатана манипулирует людьми с помощью неудовлетворённости, зависти.

Я стала радостнее, когда начала больше благодарить Бога (и людей) за привычные вещи и обстоятельства. Для этого нужно запускать глубокий мыслительный процесс, ставить будни на паузу, чтобы обратить внимание на мелочи, детали, устройство тех или иных процессов вокруг нас. Горько, когда мы приходим к небесному итогу только в минуты потерь тех вещей, которые (как нам казалось) должны быть у нас по умолчанию. Когда грянул COVID тысячи людей оценили важность свободного вдоха, после землетрясения в Сирии, многие осознали ценность твёрдой почвы под ногами. Этот список бесконечен.

Благодарность переводит наш взгляд от себя на Бога. В последнее время я часто повторяю себе, что Бог мне вообще ничего не должен. А, если Тот, кто ничего не должен, спасает тебя от ада и смерти, то как можно не благодарить за все остальное из Его рук?!

«Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня.» Пс.49:23

6. Неисполнение своего духовного предназначения

Если мы только берём, но ничего не отдаём, в нас начинается процес брожения. Радость приходит оттого, что ты служишь своими дарами. Дерево приносит плод не для себя. Как только я ставлю служение на паузу и прячусь от людей, я чувствую, как меня проглатывает безразличие ко всем и всему, а за ним следует топь уныния. Мы призваны отдавать, сеять, делиться, приумножать, контактировать. Каждый раз, когда христианин выходит к людям, чтобы делиться Богом или Божьим, в нем генерируется свежая кровь и открывается новое дыхание. Зажигая других, он и сам воспламеняется с новой силой.

Если ты никогда не служил вложенным в тебя даром, ты не жил по-настоящему. Радость служения — пусть даже это просто разговор о прочитанном в Писании, слова поддержки или вручённые кому-то собственноручно вязаные носки во имя Господа — эта радость не сравнима ни с чем! Я заметила, что в больших церквях много безрадостных людей, тогда как в маленьких их намного больше. Там где больше взаимодействия, больше и радости от Бога.

«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.» (1Пет.4:10)

7. Люди, которых мы не можем вместить

Раны в отношениях всегда будут нас преследовать, потому что там, где есть люди, всегда будут проблемы. Христиане часто задаются вопросом, как простить своих обидчиков, как вернуть радость своих будней и не концентрироваться на причинённом зле. В этом вопросе меня вдохновляет Давид. Когда его злословил Семей во время и без того нелегкое в его жизни, этот Божий муж сказал вечную истину: «... что мне и вам, сыны Саруины? [оставьте его,] пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?.. оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему...» (2Цар.16:10,11)

Все несправедливое, что мне нужно переживать, я принимаю как от Бога. Если не Он повелел этому случиться, то точно уж Он ДОПУСТИЛ прийти этому в мою жизнь. Осознание Божьего контроля над злом вокруг тебя и достойное прохождение испытаний или конфликтов приносит эмоциональную радость и равновесие. Ты понимаешь, что все эти люди — инструмент в Божьих руках для укрепления твоего благочестия. И дело не столько в человеческом факторе, сколько в Божественном. Как сильна радость от того, что ты победил не другого человека, а самого себя, избрав кротость!

«Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.» (Прит.16:32)

8. Сравнение себя с успешными и красивыми

Если этот факт гложет твою душу, лишая ее легкости и довольства, первым делом тебе нужно удалить социальные сети. А вторым (и самым важным) — начать преобразование своего мышления. Дело в том, что сравнение с другими людьми, выливающееся в зависти и неудовлетворённости, умаляет Бога, ведь именно Он создал тебя с начинкой прекрасных качеств, обрамив её оболочкой внешности по Своему вкусу. Вместо того, чтобы проживать полноценно собственную жизнь, ты наблюдаешь за жизнью других, тратя на это невосстанавливаемые ресурсы времени и душевных сил. Завить и мечтательность часто являются кольцами удушья. Копирование жизни таких же грешников, как и я сам, вряд ли приведёт тебя к более счастливой жизни. Но наследование Христа, Его целей, Его мышления сделает тебя независимым от внешних колебаний моды и философий, и сохранит время для достижений небесных целей, а не плотских.

«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1)

9. Перемены или их ожидание

Кто-то очень жаждет перемен в жизни, а кто-то наоборот их опасается. И первое, и второе часто неизбежно: что-то нужно будет принять, а что-то — отпустить. В обоих случаях мы можем потерять радость и дать место тоске и подавленности, лишая свои будни красок. Конечно, Господь даёт нам некоторое время для адаптации в новой среде, но мы не можем позволить себе зависнуть на долгие годы в состоянии меланхолии.

Благодушное принятие перемен или их отсутствия — признак духовной зрелости. Это свойство приходит с глубоким осознанием того, что с момента принятия Христа христианин уже не от этого мира: мы здесь всего лишь странники и пришельцы, а наш дом и вся полнота радости будет только на небе. Эта мысль облегчает земное странствие, ведь, теряя что-то, равно как и встречая неожиданность, мы не горюем до дна души, и надежда, как надувной круг, всегда поднимает нас на поверхность любого шторма.

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. 
Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.» (Прит.3:5,6)

10. Поверхностное чтение Писания

По моему мнению именно чтение Библии является основополагающим средством радости для христианина. Его нужно было записать в начале списка, но мне хочется сказать о нем напоследок. Как мы относимся к Писанию, так мы относимся и к Богу. Не думаю, что стоит ожидать счастья как производной, если мы питаемся тленью этого мира.

Библия была дана нам как письмо Возлюбленного, которое мы прижимаем к сердцу и ночью, и днем, в котором рассматриваем Его характер, обещания, общее будущее. Чем чаще и глубже ты вникаешь в него, тем укоренённей будет твоя радость и внутренний мир. Вникая в учение, мы пропитываемся его соками, и сможем зеленеть даже во время засухи. С каждым новым годом я узнаю Господа больше, и это делает меня уверенней. Каждое Его качество вселяет надежду, что я могу убежать в него, как в башню, в час смуты, и мне проще возвращать свой дух к радости, немного покачавшись на волнах неопределённости.

«Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен.» (Прит.18:11)

Автор: Екатерина Лихачева

Коментарі

Дописати коментар

Популярні публікації