Позабытые контексты
или "Святая простота"
Существует
легенда, что Ян Гус, приговоренный католическим Констанцским собором к сожжению
как еретик, будучи на костре, увидел то ли старушку, то ли обычную крестьянку,
бросающую в огонь, принесённый ею хворост. Такое наивное простодушие вызвало у
него возглас: "O sancta simplicitas!" (о санкта симплицитас), что в
переводе с латинского значит — «О, святая простота!» Кто знает, правда это или
нет, но фраза сия ходит по миру, выражая легковерие и доверчивость подпавших
под этот статус личностей.
К сожалению,
подобная наивность не обходит стороной и нас – верных христиан. Как так? -
спросите вы. Отвечу: когда мы не вникаем в контекст прочитанного в Писании.
Вообще-то это огромная проблема, как мне кажется, которую нужно побыстрее
решать. Выдергивание фраз или стихов из контекста может привести к серьезным последствиям
и к неверной теологии. Сегодня я хочу рассмотреть три стиха и связанные с ними
неправильные убеждения. Контекст поможет нам разобраться в истинной сути.
1. ПРАВИЛО ТРОИХ?
"ибо, где двое или трое собраны во имя Мое,
там Я посреди них." (Матф.18:20)
Этот стих
цитируется на карантине, наверное, чаще всех остальных: не беда, коль нас пара
или тройка на собрании, Бог, ведь, с нами! Такое использование фразы Христа в
подсознании пишет мелким почерком мысль, что Бог не может быть рядом, если я
нахожусь в одиночестве. А её догоняет вторая мысль: а зачем нам больше людей,
ежели нас трое – и Бог с нами? Давайте же просто посмотрим на КОНТЕКСТ сказанного.
Глава 18 говорит
о соблазнах и о людях, которые несут эти соблазны, греша против своих ближних.
Со стиха 15 Христос описывает процедуру обличения согрешившего человека, не
желающего признавать свою вину первым и просить прощения. Исходя из Его слов,
сначала к такому человеку нужно прийти лично и обличить его тет-а-тет, если он
не послушает, взять с собой еще одного или двух свидетелей, что по закону было
правомерным. Но, если и это не побудит к раскаянию согрешившего, тогда следует
открыть дело всей церкви, которой и предстоит решать, как поступить с
человеком.
И тут мы
добрались к важным моментам. В стихе 19 написано: "Истинно также говорю
вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего
бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного" (Матф.18:19) Есть точка
зрения, что это относится не к молитве, а к двум сторонам юридического процесса.
То есть – сторона нераскаявшегося грешника и сторона двух или троих свидетелей,
говорящих истину. И Бог обещает быть на стороне этой благочестивой тройки!
Слово "согласятся" значит - соглашаться, договариваться, быть
единодушным, быть в гармонии. Таким образом, суть этих стихов вовсе не о
поклонении Богу в количестве двух-трёх человек, а о конфликтном деле,
относящемуся к вопросу греха. Бог находится на стороне очевидцев и свидетелей,
говорящих правду. В этом их сила, привлекающая Господа на подмогу в спорном деле
дисциплинарного характера: "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там
Я посреди них." Именно такая мысль натолкнула Петра думать о вопросе
прощения согрешающего против него брата. Но об этом читай самостоятельно
дальше, вникая в контекст.
2. ПАДАЮЩИЙ ПРАВЕДНИК
"ибо семь раз упадет праведник, и встанет"
(Прит.24:16)
Как-то собралась
я написать воодушевляющий пост в Телеграм о согрешающем, но встающем праведнике.
Настроилась. Придумала вступление. Открыла Библию… и все мои догмы свернулись в
трубочку и поползли в мусорник.
Как думалось (и
часто проповедуется), что для праведника нормально падать и вставать, и Библия
даже как-то его в этом понимает, а может даже и чуток… (хм) оправдывает. Ну, что
ж тут поделаешь – написано, что до семи раз можно падать, а потом уже… кто его
знает? Но контекст говорит нам о другом падении. Читаем со стиха 15: "Не
злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,
ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель."
(Прит.24:15,16) Выходит, в этом случае в падении праведника виновен нечестивый,
и падение это не связано с грехом первого, а только лишь с проделками второго.
Яркий тому пример Даниил и сатрапы. В псалмах Давид часто вопиял о
несправедливости, но получал поддержку от Господа.
"когда
он будет падать, не упадет, ибо
Господь
поддерживает его за руку." (Пс.36:24)
Конечно, люди
остаются людьми, греша и падая, но будем осторожны – Библия не нивелирует грехи
праведников, воспринимая их как должное. Но в этом случае говорит о злых
умыслах нечестивых людей, предрекая исход таковых, и ободряя богобоязненных не
поддаваться унынию, но ожидать помощи от Бога. Он поможет им подняться после
несправедливости, а виновный впадет в погибель.
Важно вникать в
контекст.
3. ВЕРА КАК МАНИПУЛЯЦИЯ
"Вера же есть осуществление ожидаемого и
уверенность в невидимом." (Евр.11:1)
Многие люди
считают, что очень сильные желания со временем материализуются. К сожалению,
эта идея переноситься и в христианство в некоторой мере. Написано же: верь – и ожидаемое
тобою осуществится, пусть даже оно и невидимо! Но так ли это? Поможет
разобраться снова-таки контекст. Помню, как я сама впервые услышала полюсную
истину – и застыла в изумлении. Возможно, и тебя удивит неожиданный поворот,
противоположный общепринятому.
На вопрос – а кто
в этом стихе ожидает, мы по умолчанию
ставим, конечно же, СЕБЯ: я ожидаю, а Бог исполняет. Но в реальности все
наоборот – Бог ожидает, а я исполняю! Именно Божьи ожидания должен исполнять верующий,
пусть даже не понимая до конца всех тех явлений, которые он встречает на пути.
Вся глава 11 в послании к Евреям говорит нам о людях, целью жизни которых было исполнение
ОЖИДАЕМОГО ГОСПОДОМ! Бог ожидал от
Авеля правильную жертву – и он исполнил Божье ожидание. Енох угождал Ему своим
правильным хождением, Ной послушанием в строительстве ковчега (быв уверен, что
он ему пригодится, ведь даже не подозревал, что такое дождь), Авраам – в
переселении в новую землю, в которой никогда не был и так далее. Эти и другие
примеры говорят нам, что вера есть ничто иное, как совокупность двух аспектов –
внутренней уверенности и внешних дел.
Нам всем приходиться верить в то, с чем мы не сталкивались ранее, и наш
опыт помочь в этом не может. Но, проявляя послушание внутри, мы проявляем его и
снаружи, осуществляя повеления Господа, которые дискомфортны нашему
"я". Вера кружиться не вокруг нас, и она не средство манипуляции
Богом, как некоторые пропагандируют. Хотя, конечно, в Писании есть обетования
для верных и обещания ответов на их молитвы, но это никак не значит, что Богом
можно управлять. Контекст 11 главы доказывает этот факт: все перечисленные в
ней люди ОСУЩЕСТВЛЯЛИ ОЖИДАНИЯ БОГА, ЗАБЫВАЯ О СВОИХ СОБСТВЕННЫХ, потому и
стали героями, на которых стоит равняться.
Верийцы любили
проверять услышанное Писанием, за что и получили похвалу от апостола в
трезвости своего ума и рассудительности. Лучше бы нам услышать себе вслед такую
похвалу, нежели жалкий стон: "Ох, уж эта святая простота!"…
На чьей стороне был Иисус,когда к нему привели женщину, обвиняемую прелюбодеяние??????
ВідповістиВидалитиА с каким мотивом её привели? Читайте контекст.
ВидалитиМф.18:20 - это уже третья ступень обличения человека. И возникает вопрос - какой мотив обличать такового вообще? Только любовь. Потому что Бог всегда на стороне любви.
К большому сожаленью мы часто играемся в праведность. Я не делаю этого и делаю то, и потому я праведнее того или этого. И этой историей с женщиной Господь вразумляет нас не превозносится друг перед другом. Ведь в Его глазах мы все на одном уровне "все согрешили... нет праведного ни одного..." И праведными, и святыми мы стали только лиш благодаря жертве Иисуса Христа на кресте. И это подарок, и мы не можем его заслужить или заработать. Ну и о контексте. Вырывание стихов из контекста присуще и автору Нового Завета. Так Мф.2:15,18 есть цытирование пророков "из Египта воззвал Я Сына Моего" но когда мы смотрим контекст там говорится о выходе еврейского народа из Египта, точно так же и с 18 стихом. Но ведь Дух Святой всегда правильно трактует писание. Поэтому, я думаю, нужно рассматривать какой либо определенный стих не только в контексте главы или послания но и всего Слова. Также мы забываем о том, что Слово Божье многогранно как алмаз. И каждому из нас Дух Святой открывает свою грань, соответственно призванию и духовному возрасту человека. Поэтому, когда мы делимся своими откровениями и размышлениями, мы обогащаем друг друга. Это как мозаика, чем больше камешков тем яснее картина. Да ведь и этот блог создан для размышлений над Словом Божьим. Всем благословений.
ВидалитиСпасибо за хорошие мысли! По поводу Мф. 2:15, 18 стоит сказать, что нельзя утверждать, что они были выдернуты из контекста, так-как это совершенно другой литературный жанр. Это пророчества двойного исполнения, если можно так сказать - состоящие из двух фаз: первое исполение слов было в эпоху пророка и касалось насущной фатической проблемы или событий его времени, второе же исполнение - было отдаленным, обычно связанным с Мессией или эсхатологическими событиями. Интересно, что стих 18 вообще был еврейской пословицей, берущей свое начало с национальной трагедии.
ВидалитиИ еще одно. У каждого места Писания есть первоначальное значение и истина, а вот применение этой истины может быть многогранно, как уже было сказано. Если каждый будет трактовать Писание, как ему заблагорассудится, тогда это прямая дорога к ереси. Но, если, зная первоначальную истину, человек применяет её к своим жизненным обстоятельствам по-одному, а другой - по-другому, тогда это Божья благость и "тучность" Его слова, которое служит разным людям в разное время. Спасибо!
Пророчество двойного исполнения, это можно сказать о любом стихе, вырывая его из контекста. Но я подводил совсем к другому. Друзья, кто из нас может сказать что никогда не ошибался, и кто из нас может утверждать что больше никогда не будет ошибатся. Ответ однозначен. Да и то, что раньше считалось ересью, и за что были гонимы, замучены и убиты множество наших братьев и сестер, сегодня это нормальая церковная практика. Пример, та же Варфоломеевская ночь, и другие подобные события. Да и сегодня, ведущие теологи различных конфесий и деноминаций, спорят между собою доказывая свою правоту и обвиняя других в ереси. А как быть простым христианам, которых большинство? Ведь от того как они думают зависит их духовное, душевное и физическое состояние. Так кто же правильней всех трактует Писание? Конечно же Автор. И это Дух Святой, и Он дан Господом каждому из нас, чтобы научить нас всему. Поэтому, только лиш углубляя наши взаимоотношения с Духом Святым, мы можем свести к минимуму наши ошибки. Есть и другая сторона медали. Любящему Бога все содействует ко благу. И я хочу подчеркнуть, не веруещему в Бога, не боящемуся Бога и не делающему что то для Бога, а именно любящему Бога даже ошибки пойдут на пользу. Сразу возникает вопрос, как влюбится в Бога? Но это уже другая тема. Также прошу не считать мои слова критикой или поучением, это просто мое субьективное мнение, которым и делюсь с вами. И буду рад услышать размышления наших братиков и сестричек. Всем благословений.
ВідповістиВидалити