Худшие отцы в Библии



Тема отцовства весьма важна. Об этом знают все, в том числе и дьявол. Глядя на современные семьи, можно убедиться в этом не раз. Истории детей, с которыми мне доводится соприкасаться через служение и благовестие, порой приводят меня в ужас. Кажется, что сатана пополняет свой арсенал ядовитых стрел все искуснее с каждым новым годом. Он неспроста целится в самую "главу" общества – отца, понимая, что, поразив главное, с легкостью сможет завоевать и остальное. Так оно и происходит: измены, ссоры, разводы, упущенные дети, их сломанные жизни, сексуальные развращения, и новый круг все тех же повторяющихся грехов в последующем поколении.

Как бы мне сейчас хотелось убедить саму себя, что верующие отцы являются эталоном, но - увы – не выходит. Я выросла в неверующей семье, и мне всегда казалось, что многодетные христианские семьи преисполнены благими отношениями, которых я была лишена в детстве. Но к моему огромному удивлению, оказалось, что все не так радужно. Не всегда отцы больших семейств брали на руки своих дочерей, не всегда они их наставляли, не всегда сестры и братья были дружны между собой и не всегда они читают Библию у теплого камина. Многие ДВР помнят свою маму вечно уставшей и измученной, ничем не заинтересованной, уныло бродящей по шумным комнатам в поисках грязных вещей и посуды. Многие не помнят отца, потому что он редко бывал дома, пытаясь балансировать между работой и служением. А, когда и бывал, то его хватало лишь на несколько воспитательных слов для своих многочисленных отпрысков после жалоб унывшей матери. Его помнят за кафедрой, у старушек, на благовестии, но не припоминают его руку у себя на плече, добрые глаза, слушающие такие важные детские глупости, его тихий поцелуй на ночь и родной голос в комнате на полу, где все вместе могли бы кушать пряники и читать Слово о доблестном Давиде.

Мне сегодня хочется поразмышлять о мужах в Библии, которые провалили свой экзамен как отцы. Их количество намного больше, чем я могу описать, поэтому коснусь лишь троих – Давида, Илия и Самуила.

1.      Давид: победоносный воин, проигравший своей семье.

Давид жил войной, фронт был его вторым домом. Он ожидал врага отовсюду и побеждал его. Но знал ли этот храбрец, что враг восстанет от его же чресл? Что бунт против него поднимется не извне, а из его же родного дома? Произнеся однажды Нафану в порыве справедливой злости слова "за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания"(2Цар.12:6), он подписал приговор самому себе. В последующие ближайшие годы умрут четыре его сына...

Во многих главах жизненной истории Давида мы видим его благочестивым человеком, примерным служителем, искусным музыкантом, прекрасным организатором, но… ужасным отцом. Не лишенный проницательности и благоразумия, он, все же, не удосужился заметить, как сын Амнон разжигается похотью на собственную сестру, чтобы вовремя его остановить. После разгневавшийся, он не предпринимает никаких решений, пустив проблему лечиться вялотекущим временем. Бездейственность отца побуждает второго сына взять бразды мести в свои руки. Аввесалом, убедившись в равнодушии Давида к себе и семейной проблеме, без лишней тайны подрывает власть отца, сначала свергая его с престола, а затем обесчещивая его пред всей страной, войдя к царским наложницам. Мы видим Давида бесхребетным, оплакивающим смерть сына, которого не воспитывал, которого не обуздывал вовремя. Иоав ставит ему в это время очень точный диагноз – диагноз перевернутых чувств:

"ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя,
ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди и слуги;
сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив,
а мы все умерли, то тебе было бы приятнее"(2Цар.19:6)

Странная любовь – любовь бездейственная. Что толку скорбеть, когда упущено воспитание, когда утрачено уважение, испорчены жизни? Такая скорбь нужна разве только для того, чтобы избежать будущих ошибок и исправить то, что еще можно. Но Давид провалил и следующий экзамен. Второй после Авессалома сын - Адония – должен был послужить для него возможностью наладить свое отцовство перед смертью. Казалось, старость и опыт сыграют здесь свою решающую роль, но царь и тут оказался беспринципным и мягкотелым после стольких совершенных ошибок.

"Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царем.
И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов.
Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?
Он же был очень красив и родился ему после Авессалома." (3Цар.1:5,6)

Где твоя мудрость, Давид? Где поиск Божьего водительства? Не на том фронте ты ждешь своего врага…

Проблема отцовства Давида:
- не принимал личного участия в жизни детей, отчего не знал их склонности, интересы и планы;
- не решал семейные проблемы, поэтому их должен был решать кто-то другой – сын, военачальник, жена, пророк;
- занимаясь духовными вопросами отовсюду, он лишил собственную семью духовного наставничества;
- не извлекал уроки после трагических ошибок, поэтому жил по повторяющему циклу проблем.

2.      Илий: священник, почитающий собственных сыновей больше Бога.

Тучный священник сидел на высоком седалище, откуда были видны все приходящие паломники. Длинные и шумные очереди были привычными для этого святого места в Силоме. Среди всей этой толпы ему часто приходилось наблюдать, как его сыновья производили возмущение в народе – иногда тихое, иногда громкое. Слухи о них были обычным делом, жалобы – тоже. Они блудили с прихожанками, брали не свое, нарушали правила жертвоприношений в Господнем доме. Илий видел, как с каждым новым годом они смелели в своих грехах, но помалкивал. Его сердце любило дом Божий, он был полон смирения пред Господним словом, но Бог молчал. Молчал, пока не появился малый отрок Самуил – быстрый мальчишка, которого привела Анна, некогда испросив его рождения у Господа. Как оказалось, в отличие от старого священника, слабая женщина Анна знала настоящую цену служению Богу и суть святости. За несколько лет, которые Самуил провел при ней, она смогла научить его Божьим уставам и привить ему любовь к Богу. Чего нельзя сказать об Илие... Его сыновья всегда были при нем, но "были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу." (1Цар.2:12-13)

Наставляй их, Илий! Чего ты молчишь?! Почему учишь народ на седалище, а сыны твои не научены и безнаказанны? И Илий промолвил, робко и толерантно: "для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа [Господня]. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу; вы развращаете народ Господень…" (1Цар.2:23,24)

"Нехороша молва" – так описал разврат и необузданность своих сыновей-служителей старый мудрый Илий… Снисхождение ко греху, которое он проявил пред лицом Бога, не оставило Вседержителя равнодушным. Меня пугает то, как Бог видел эту семью. В Его глазах грех совершали не двое, а трое человек. Обращаясь к Илии через пророка, Он говорит:

"Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные
приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего,
и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих,
утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?" (1Цар.2:29)

Бог показал диагноз Илии: он бесславил имя Бога своим молчанием, терпимостью, либерализмом по отношению к сынам. Не обуздывая зло, он ставил их выше Бога и Его святости. Люди смотрят на семью служителя, на его детей. Они сопоставляют сказанное им с кафедры и воплощенное им в жизни. Конечно, тяжело сломить волю другого человека. Но это и есть задача отца – научить покорности своих детей, наставить их на путь истины, особенно, если они являются частью церкви.

Проблема отцовства Илии:
- пренебрег своими священническими и отцовскими обязанностями, не наставлял детей в их жизни и служении Богу;
- утучнял себя материальными благами, пользуясь преимуществами положения (1 Цар.2:29), подавая пример к тому же своим детям (1 Цар.2:13-17);
- умалял серьезность греха своих молодых детей, за что умер в один день с Офни и Финеесом и навел на весь свой род проклятие (все последующее поколение умирало в молодом возрасте).

3.      Самуил: служитель, повторивший семейную ошибку наставника.

Самуил рос под крылом Илии, видя и слыша все происходившее в его семье. Он первым узнал Божий приговор для своего наставника: "Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится..." (1Цар.3:13,14). Ему самому нужно было произнести этот приговор в лицо священнику, не малодушествуя и не робея. Бог проявил этим большую милость к самому мальчишке-пророку – остерегая от повторения роковой ошибки его наставника. Самуил должен был "намотать на ус", что Бог взыскателен и строг к исполнению Своих заповедей. Увидев его спустя много лет, мы ожидаем, что Самуил утвержден в истине Божьего отцовства. Но картина удивляет:

"Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих
судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль,
а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии.
Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть
и брали подарки, и судили превратно." (1Цар.8:1-3)

Нам мало известно о сложившихся обстоятельствах жизни Самуила, но Писание говорит, что сам он ходил праведными путями, чего нельзя сказать о его сынах. История повторяется. Вряд ли пророк не знал, как поступают его сыны с благочестивыми именами "Господь – Бог" и "отец мой – Бог", когда все вокруг судачили об их проблеме. Накал достиг до того, что народ собрался пред лицом Самуила просить себе царя, вместо негодных судей, который восстановит человеческую справедливость. Но мы видим, что престарелый Самуил возмущен таким ходом событий.

Увы, нигде не сказано, что пророк обуздывал своих отпрысков, что он снял их с высоких чинов над Господним народом, не описано ни одного действия, способного доказать, что Самуил вспомнил страшный смертный приговор Илии, и пытался уйти от такого же исхода событий…

Проблема отцовства Самуила:
- не учился на ошибках других;
- перестал контролировать своих детей в самый ответственный момент, даже старость – не помеха для воспитания;
- игнорировал исполнение Божьего закона, когда не обуздал своих сыновей (Исх.18:21, 23:8, Втор.16:19)

•   •   •
Говорят, что земной отец запланирован Господом как прототип и правильная модель Его отношений с человеком – Его небесного отцовства. Но хороший служитель еще не значит – хороший отец. Пусть никакие обстоятельства не смогут помешать родителю исполнить свой главный долг – показать Бога своим детям, наставив их на благочестивый путь до конца жизни прямо к вечности.

Коментарі

  1. Анонім01.07.19, 18:40

    Уважаемый Автор. Спасибо, что Вы подняли эту тему. Ведь тема Отцовства основа христианства. Мы много говорим о спасении, о служении, но ведь это только первые шаги к основной цели. И наша цель, это Отец, но мы очень часто забываем об этом, отвлекаясь на второстепенные дела. Но вернемся к физическому отцовству. Согласен с Вами, что эти мужи Божии совершили ошибки, и последствия были печальны. Но это было несколько тысяч лет назад, сейчас совсем другая ситуация. И проблема отцовства, это проблема не только мужчины, но в равной степени и проблема женщины. Постараюсь обьяснить, что я имею в виду. Двадцатый век. Первая мировая война, революция, гражданская война, репресии, вторая мировая, опять репресии. И в этих событиях погибли милионы мужчин. Женщины, которые остались одни, были вынуждены взять на себя обязаности мужчин, то есть стать главой семьи. И дети, и мальчики, и девочки впитали в себя, что старшая в доме женщина. Это продолжалось несколько поколений. Ко всему этому комунистическая идеология, о равноправии мужчины и женщины. В результате произошел коренной перелом в умах мужчин и женщин. Ведь, как наставиш юношу в начале пути, он неотклонится и до старости. И женщины взяли на себя обязаности главы, а мужчины добровольно уступили. Вот почему, чтобы востановить божественый порядок в семье, а именно настоящее отцовство, нужны усилия и мужчины, и женщины. Я не говорю сейчас об отклонениях, то есть, о диктатуре, как с одной стороны, так и с другой. Ведь когда Господь создавал женщину, то Он взял что то у мужчины и вложил в женщину. И то, что есть в женщине того нет в мужчине, а то, что есть в мужчине, того нет в женщине. Вот почему, мы только вместе можем создать полную гармонию. Я не буду рассуждать о различных правилах, и различных толкованиях хто, что должен и какие у кого обязаности, потому, что это все закон. А закон не ведет к любви, а только к разделению. И только Любовь, есть исполнение закона. Я имею ввиду Божественную любовь, та которая не перестает, и та которая возрастает. И мы ее нигде не можем взять, как только у Отца. И мы снова возращаемся к духовному Отцовству. Потому, что только личные взаимоотношения с Отцом, как мужчины, так и женщины, принесут гармонию и Любовь в семье. И именно тогда мужчины смогут стать настоящими отцами, а женщины, настоящими матерями. Спасибо, еще раз, за поднятую тему.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Благодарю за Ваш комментарий. Полностью согласна с Вашими размышлениями! Верю, что на ситуацию в семье влияют в равной степени оба родителя. Но в Библии роль отца выделяется особо, так как он несет духовную ответственность перед Господом. Конечно же жена ему и дана для того, чтобы покрыть те функции воспитания, которые он в силу обстоятельств и времени не может выполнить. Но, изучая Писание, я понимаю, что, все таки, духовный пульт управления Бог вручил именно отцам/мужьям/мужчинам. Благословенна та женщина, которая понимает свою роль в браке и положение перед Господом.

      Видалити
    2. Анонім20.07.19, 21:15

      Неплохие рассуждения..

      Видалити
  2. Анонім16.07.19, 19:01

    Здравствуйте уважаемый Автор. Совершенно с Вами согласен, что именно на мужчину Отец возложил полномочия и обязаности руководителя. Естествено, что с мужчины спрос намного больше чем с женщины. Кому больше дано с того больше и спросится. Но ведь мы рассуждали о воспитании детей, и мне хочется немного уточнить свою мысль. Вы очень верно описали состояние большинства христианских семей, особенно служителей. Там присутствует правильное учение, правильное наставление, правильные правила, но нехватает основного, взаимоотношений основаных на любви. А ведь ключевой фактор влияющий на воспитание ребенка, это как раз взаимоотношения между папой и мамой. Мне так понравилась ваша фраза "уныло бродящей", как она точно характеризует состояние быта, унылость. Те чуства, которые испытывали влюбленные до свадьбы, куда то делись и место них появились правила, обязаности, претензии, и так дальше. А ведь у христианских семей должно быть все по другому. Мы так много декларируем о любви, а показать ее не можем. Почему? А потому, что оставили источник Любви. Мы как акумуляторные фонарики, чтобы светить нам нужна постоянная подзарядка, и подзарядится мы можем только в тайной комнате у Отца. И даже Иисус, будучи на земле, нуждался в этом. Потому Он каждое утро рано вставал и уходил в пустынные места, чтобы побыть наедине с Отцом. Но мы поставили различные служения на первое место, забывая о том, что это первые шаги к цели, а цель это влюбится в Отца. И когда муж и жена влюблены в Господа, то они несут эту любовь в свой дом, к друг другу, к детям. Вот почему так важны личные взаимоотношения с Отцом и мужчины, и женщины. Ведь если один из супругов влюблен в Господа, а другой или другая в свои амбиции, то что Вы описали как "синдром Мелхолы", то конечно ничего хорошего неполучится. Конечно же идеальный вариант, прежде чем заключить семейный завет, не люблю слово "брак", мужчина и женщина должны уже знать Господа и хорошо слышать голос Отца. Может скажут, что это утопия, но это обетование и цель Нового Завета. И если ребенок вырастет в доме наполненом любовью, то даже, если он и блудный сын, он всеравно вернется к Отцу. И конечно же, это неоспоримый факт, что благословен тот мужчина кому Отец подарит ту женщину, которая понимает свою роль в семье и положение перед Господом. Спасибо за ответ.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Не думаю, что ожидать от супруга/ги любви и посвященности Богу - это утопия. Если мы избираем друга жизни исходя из второстепенных причин и потребностей, тогда и вправду - не стоит ожидать такая душа вдруг ранним утром проснется полноценным христианином. Я во всем согласна с Вами. Мне очень нравится иллюстрация с треугольником, где верхней вершиной является Бог, а двумя нижними - супруги. Только приближаясь к Богу, мы можем становится ближе друг к другу в семье.
      Все, что вы говорите - истина! Но, увы, в жизни, как видно, все сложнее.
      Но, все же, Бог не занижает Своих требований и стандартов для праведной жизни!!! Поэтому, не исполняя возможное, нам нечем оправдаться, не на кого свалить вину - из Божьих рук можно взять любые инструменты. Только хотим ли мы этого?..

      Видалити
  3. Анонім17.07.19, 22:06

    Хорошие рассуждения..

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар

Популярні публікації