"Будь милостив к себе"




Будучи на семидесятом году жизни, всемирно известный актер и режиссер Чарли Чаплин произнес, как считает большинство людей, одну из самых выдающихся своих речей. Он сказал следующее: "Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против свой собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется "быть самим собой". Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение его же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек – Я САМ. Сегодня я называю это "самоуважением". Когда я полюбил себя, я перестал красть свое собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Сегодня я делаю только то, что доставляет мне радость и делает меня счастливым, что я люблю, что заставляет меня улыбаться. Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме. Сегодня я называю это "простота".

Актер немого кино был достаточно красноречив в реальной жизни. Но жаль, что дожив до семидесяти лет, он так и не понял, что все его жизненные выводы ничто иное, как философия дьявола, успешно навязанная всему миру.

На каждом нашем шагу он бросает человечеству короткое, но такое заманчивое послание: "Полюби себя!" И многие следуют этому совету. Не думаю, что в нынешнем веке эта идея блещет новизной. Она была всегда, а сейчас, во "времена тяжкие", она просто достигла еще большей популярности. Мы даже не можем себе представить, как ловко мирской призыв может обвить наше сердце и прокрасться внутрь, пока случайно не обнаружим проявление этой философии в нашем мышлении и поступках.

"С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим,
что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от
старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту,
и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить
Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана!
ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие,
но что человеческое." Матф.16:21-23

Только что Петр своими устами признал Христа Сыном живого Бога, и Христос возрадовался, что Его ученик наконец-то уразумел истинную суть прихода Иисуса. Но, спустя совсем малое время, тот самый Петр отводит Христа в сторону и говорит Ему: "Будь милостив к Себе! Зачем Тебе страдать?! Да не произойдёт с Тобою никакого несчастья." Петр в своей краткой речи изложил почти то же, что и когда-то Чарли Чаплин: люби себя, и не иди против своих чувств, уважай себя и не обделяй себя благами! Христос сразу поставил диагноз такому мышлению:  "ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое." Человеческое мышление всегда идет вразрез с Божьим, поэтому Писание не раз говорит нам обновиться умом, убить плотские мысли, и на их место посеять Божьи. После такого заключения, Христос обратился к Своим ученикам, объясняя, что такое Божье мышление.

"Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" Матф.16:24

Когда мир говорит "полюби себя", Бог говорит – "отвергнись себя". Можно много рассуждать о самоотвержении, но я затрону всего три аспекта.

"кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;
и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,
но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих." Мар.10:43-45

1. Отвергнись себя, чтобы быть слугою
2. Отвергнись себя, чтобы быть рабом
3. Отвергнись себя, чтобы быть жертвой

Слуги были распространённым социальным слоем того времени. Они были свободными людьми, которые по собственной воле пошли в услужение. Ученики знали, в чем заключались обязанности слуг и, наверное, такое повеление Христа не очень их обрадовало. Но, если слуга работает на своего господина, зная, что получит от него жалование, то раб служит совсем иначе. Он живет волей своего господина день и ночь. У него нет планов на будущее, нет своей воли – он во всем подчинен хозяину, так как полностью принадлежит ему. Христос не говорит здесь о насильственном порабощении человека. Он подразумевает добровольное рабство. Если роль слуги еще можно было хоть как-то принять по человеческим меркам, то статус раба был чем-то неудобовразумительным для слушающих. Мало кто понимал, что Иисус вкладывал в него глубокую суть смирения, за которое Он даст великую награду и высшее положение.

По человеческим меркам можно было сказать, что Христос побуждал Своих учеников опуститься к самому низкому статусу - дальше не было куда опускаться. Но Он знал, что это не последняя ступень самоотвержения. Христос стал еще ниже, чем мы могли себе представить – Он стал искупительной жертвой. Эти слова устрашают нас:  кто добровольно станет жертвой?! Но Он отдал Себя до самого конца. Не каждому из нас дано стать жертвой ради спасения ближнего. Возможно, некоторые и смогут умереть во славу Бога в тяжелых обстоятельствах, но не всем выпадет такая доля. Говоря эти слова, Он указывает ученикам на Себя: если Он, имея наивысшее положение, опустил Себя до уровня жертвы, то неужели мы имеем право почитать себя за "что-то" и гнушаться статуса слуги и раба?! Кто-то сказал: "Не все мы призваны умереть за Христа, но все мы призваны жить для Него".

Христос показал нам не просто действия, а научил нас Божьему мышлению, правильному восприятию себя. Его слова кажутся миру безумием, поэтому мир кричит еще громче: "Будь милостив к себе!" через актеров, певцов, знаменитостей, психологов и мыслителей. И, пока он зазывает набатом с высоких помостов прельщенные души, скромные слуги и рабы Христа в самом низу толкают немые речи своими громкими самоотверженными делами во славу Бога.


"Будь милостив к себе, не напрягайся!
Ты больше всех уже здесь потрудился,
Работал в зной и в холод, постарался,
Теперь другие пусть идут – ты утомился.
Будь милостив к себе – не много жертвуй,
Неужто большим обладаешь, чем другие?
Порой усилия твои подобны ветру:
Зачем же тратить понапрасну свои силы!

Будь милостив к себе – грех очень хитрый,
Его ты полностью никак не победишь,
Иссякнешь только в этой тяжкой битве,
И жизни счастья рядом не узришь.
Будь милостив к себе! Жестоки люди,
Он не ценят доброты и милосердья.
То в спину нож, то в очи тебе плюнут,
Нет благодарности за все твое усердье.

Будь милостив к себе: ты-Божье чадо!
Коль сам себя любить ты не умеешь,
Тогда для ближнего не будешь ты наградой,
И, как себя, его лелеять не сумеешь!"
"Будь милостив к себе!" – слова из ада.
Христу их дьявол говорить старался,
И Еве так же льстил в прохладе сада,
И пред святыми так же изощрялся.

Сегодня и тебе он шепчет сладко,
Приходит, когда ты готов послушать –
В минуты слабости, когда не все так гладко,
Когда в отчаяньи ему откроешь уши.
Или, когда устал, тебя забыли,
Не похвалили, мимо преминули,
И времени тебе не уделили –
Иль в чем-то неприятно упрекнули.

Он знает час, когда к тебе пробраться,
И видит щели в двери приоткрытой,
Он месяцами будет дожидаться,
Когда ты сможешь быть веревками обвитый.
"Будь милостив к себе" – одна лишь фраза,
И ты готов, что сдаться и без боя.
И, если мыслишь о земном, то сдашься сразу,
Не защищаясь Божьею бронею.

Христос гнал от Себя такие мысли,
Таких людей с идеей легкой доли –
Он думал об Отце – и с этим смыслом,
Принял все, что Ему Он приготовил.
Будь милостив к себе: коль хочешь – сдайся!
Но не рассчитывай на милость, что от Бога.
Но, если же не хочешь – упражняйся,
Чтоб удаляться от шептанья злого.

Коментарі

Популярні публікації