Неизвестный друг Иова
Не каждый,
называющийся другом, является таковым на самом деле. Сколько раз мы переживали
предательство и разочарование от тех, кому открывали душу, а они вонзали между
наших крыльев тонкую иглу, прикалывая нас к своей коллекционной доске на черном
бархатном фоне под тонким слоем стекла из равнодушия. Давид писал о таком
переживании:
"… ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы; не ненавистник мой
величается надо мною, - от него я укрылся бы; но ты, который
был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым
мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий."
Пс.54:13-15
Конечно, не всегда люди проливают на нас неприкрытую
жестокость, иногда они тревожат наше нутро по своему неведению. Кто-то сказал:
"Душу можно обидеть, как бессердечием, так и своей беспечностью".
Друзья страдающего Иова были беспечны в своих высказываниях, потому что
почитали себя мудрыми, не колеблясь даже на миг, что могут слыть неправыми в
своих умозаключениях о его судьбе. Елифаз утверждал, что страдания обязательно
являются следствием греха. Вилдад учил, что у Бога есть тайные причины не
отвечать Иову, и в Своей справедливости Он не хочет обращаться к неправедному.
Софар был полностью уверен, что познал Божьи пути, и сделал заключение, что Иов
заслужил, куда большего наказания за свои проступки, чем уже получил. Эти речи могли бы продолжаться еще долго,
если бы Бог не остановил безудержные монологи к небу:
"И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь
Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих
за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов." Иов.42:7
Трое друзей пришли из благих побуждений,
но ушли пристыженными Богом за свои неверные выводы. Но был еще один, кого
Писание не называет другом Иова, и кого Бог не включил в Свой список
негодования. Никто не знает, когда этот тайный посланник появился в доме
страдальца, и сколько сказанного ему удалось услышать. Все время до 32 главы он
молчал, уступая место мудрым старцам, не вмешиваясь в их разговор, пока его дух
не стал теснить его, чтобы вырваться наружу в словесном потоке. Порой лучший
совет в жизненной ситуации и здравую оценку мы получаем от тех, кто тихо
наблюдает в сторонке, не навязываясь и не болтая лишнего. Такие люди несут нам
важный пример глубины познания Бога, не в мудрых высоких изречениях, не в
жалкой философии, не в лести, а в искренности сердца, порой сказанной очень
страстно, но, вряд ли, стоит их за это осуждать.
Я хочу, чтобы мы увидели несколько
поучительных моментов из поведения и речи Елиуя, чтобы распознавать хорошие
советы случайных утешителей.
1. Уважение окружающих.
"И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами,
а вы - старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение.
Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости.
Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение.
Не многолетние [только] мудры, и не старики разумеют правду. " Иов.32:6-9
Умение терпеть, и не высказываться сгоряча
– важная добродетель. Порой мы настолько переполнены своим мнением, что
перебиваем собеседника, не давая ему довести мысль доконца. Особенно, если это
касается старших по годам, или по положению. Но, если в тебе говорит не твоя
мудрость, а Божий Дух, стоит дать Ему
место, и не угашать Его голос. Но делать это нужно с большой
осторожностью, понимая тонкую грань между собственным знанием и правильным
пониманием Божьего Слова.
2. Адекватное понимание ситуации.
"Вот, я ожидал слов ваших, - вслушивался в суждения ваши,
доколе вы придумывали, что сказать. Я пристально смотрел на вас..."
Иов.32:11,12
В положении Иова тяжело было что-то ясно
понять, как, в прочем, и в момент любой другой тяжелой жизненной ситуации.
Сейчас нам легко судить об истории из прошлого, конец которой мы знаем. Но в
реальности все не так. Иногда мы судим поверхностно, шаблонно о том, чего не
переживали. Мы умничаем, но не более того, - так и не разбивая скорлупу
неведения, чтобы достигнуть ядра проблемы. Не могу утверждать, что Елиуй
доконца понимал все, что происходило. Но, все же, он не судил о Боге, наделяя
Его человеческими качествами, и умаляя Его суверенитет, заключая в рамки
людских понятий. Все друзья говорили, что только грех может быть причиной такой
реакции небес. Но этот молодой наблюдатель сказал иное – Бог иногда посылает беды
с целью вразумления, "чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и
удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от
поражения мечом." Иов.33:17,18 Хотя и он не исключал вероятность греха в
жизни Иова.
3. Вектор на Бога, а не человека.
"…взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя."
Иов.35:5
"Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь
несправедливо?
Помни о том, чтобы превозносить дела
его, которые люди видят.
Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали.
Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо."
Иов.36:23-26
Многие наши беды не разрешаются и не
стихают быстро лишь потому, что мы упорно видим свою правоту, свои переживания,
свои чувства, все СВОЕ, и отказываемся взирать на Бога, и Его намерения. Мы
барахтаемся в глубинах своих мыслей, вместо того, чтобы идти к Нему по воде,
смотреть на Него. Даже читая Библию, мы ищем ответы на свои вопросы,
пролистывая слова о Его характере, Его величии, Его воле. Как чудно иметь
друга, который прострет руку в твой омут и подтянет тебя к Богу, укажет на
Него, и обратит взгляд в небо.
4. Вступление к Божьей работе с тобой.
"Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его.
Под всем небом раскат его, и блистание его - до краев земли.
За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не
останавливает его, когда голос Его услышан." Иов.37:2-4
"Господь отвечал Иову из бури…" Иов.38:1
Всякий человек, каким бы правильным и
разумным он ни казался, склонен ошибаться. Ведь Божьи пути – это не наши пути,
и кто смог уразуметь Его деяния доконца. Но посмею сказать, что речь Елиуйя
была неким вступлением к выходу Бога на сцену действий. Иногда лишь несколько
слов проходящего в твоей жизни человека переворачивают твое мышление, и Бог
использует их как рабочий инструмент твоих будущих преображений. Было бы
странно, если кто-то из этих четверых смог объяснить необъяснимого Бога. Они
старались, как могли, но последние слова всегда принадлежат Ему. Любая ситуация
в твоей жизни будет решена Его рукой, и Его личным откровением Тебе. Ты поймешь
это в разных Его проявлениях, действиях, словах, но будь уверен, что Он лично
обратится к тебе, чтобы утешить и разогнать грозовые тучи.
Коментарі
Дописати коментар