О прозвищах в Библии




Вы когда-нибудь интересовались происхождением фамилий, и в частности - украинских или русских? Многие из них появились не так уж давно. И большинство - связаны с казаками. Историки, имея на руках оригинальные документы, говорят, что в Сечи была замечательная канцелярия и хороший административный порядок. А чтобы еще лучше вести свои дела, в 1756 году была проведена перепись казаков, так званый «Реестр Запорожского войска». В те времена в Запорожской Сечи существовал обычай давать казаку прозвище, с которым он как бы начинал новую жизнь. Прозвища эти были всегда меткими и забавными во всех делах заменяли прежние фамилии. Казаки были веселыми ребятами, поэтому сочиняли прозвища очень метко. Как говорят: любое сказанное тобою слово (или действие) - может быть использовано против тебя.

"Иногда прозвища давались по характерным признакам внешнего вида: Иван Товстолоб, Грицко Горб, Иван Вушко, Михайло Волчиморда, Василь Трыпузный, Яцько Остроух, Улас Носатый. По основным чертам характера: Иван Строгый, Михайло Моторный, Омелько Лынывый. По названиям местности: Матвий Земляк. По владению знаниями, профессией или любимым занятием: Иван Слюсарска Работа, Иван Пошивайло, Прокип Музыка, Кузьма Танцюра. По яркому свойству характера или внешнему сходству, с каким либо животными: Ясько Пацюк, Кырыл Жук, а вот еще лучше прозвище - Тарас Совына Смерть, Тарас Корова, Васыль Ворона, Корний Каракатыця. По манерам поведения: Грыцько Президент, Антип Губернатор, Даныло Комысар, Семен Фараон. По каким – либо приятным или неприятным признакам: Харько Добрыдень, Мыкола  Спасытель, Прокип Заглянь Беда, Иван Отченаш."

Как бы странно это не выглядело для нас, но Христос тоже давал прозвища Свои ученикам. Уильям Баркли пишет следующее: "Все иудеи в те времена носили по два имени - одно иудейское, по которому человека знали в его близком кругу, и второе - греческое, которое было известно в более широком кругу. Фома - было иудейское имя этого ученика, а его греческое имя было Дидимус т.е. "Близнец". Так слово "камень" по-гречески означает Петр, а по-иудейски Кайфа. Иудейское имя Тавифа по-гречески было Доркас, т.е. "серна." Выходит, что человеку давали второе имя, иллюстрирующее его суть, или же характерные его черты. Я бы хотела рассмотреть некоторые из них, чтобы мы смогли взять для себя уроки.

"Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою,
и врата ада не одолеют ее..." Матф.16:18

В арамейском языке «Петр» и «камень» обозначаются одним словом, а в греческом языке (на котором написано Евангелие) — это родственные слова, использовавшиеся в тот период как синонимы. Иисус сказал Петру эти слова, когда тот признал Его Христом. Видимо, именно Петр стал первым из апостолов, кто уразумел истину Своего Учителя , и поэтому он становится «камнем» как основоположником исповедания, а остальные уже присоединяются к нему. Это очень хорошая особенность, не правда ли? Быть первооткрывателем духовных истин, инициатором и глашатаем Божьего Слова. Христос видел его суть. Благословенны и мы, если Он сумеет разглядеть этот драгоценный "камень" готовности вникать в новое и в нас.

"Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена
Воанергес, то есть "сыны громовы" Мар.3:17

Иаков и Иоанн всегда были частью особенной "тройки" (вместе с Петром), которую Христос брал с Собой отдельно от остальных учеников. Они были с Ним во время преображения, при исцелении дочери начальника синагоги Иаира, в саду Гефсимании. Об Иоанне нам известно больше, чем об Иакове. И, глядя на его описание, трудно сказать, что он был связан как-то с громом. Все знают его как апостола любви, любимого ученика Христа (так он сам писал о себе). Наверное, Христос имел в виду что-то особенное в их характере, давая такое прозвище. Точно понимание их имени неизвестно. Одни комментаторы говорят, что это может указывать на порывистость характера. Другие предполагают, что они выделялись громким повелительным тоном голоса, или же были громогласными проповедниками. Есть версия, что транслитерация в переводе с иврита Воанергес значит "Сыны содрогающихся (небес)". Но, если бы это было плохим их качеством, не думаю, что Христос позволил бы отзываться о Своих учениках негативным образом. Скорее всего - это было их преимуществом. Наверное, небо гордилось ими, когда они проповедовали о Христе столь дерзновенно и уверенно, как гремит гром, никого не спрашивая, и никого не страшась, оставляя после себя раскаты истинного учения, доходящие до самых дальних уголков под небом.  Нам бы тоже не помешало иметь такую репутацию во Христе.

"Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец,
не был тут с ними, когда приходил Иисус." Иоан.20:24

Известный нам Фома не раз рисовался в проповедях как негативный пример. Интересно, что мы судим человека по одном его поступке. Мы немного знаем о нем, но его прозвище может как-то помочь. Есть версия, что Близнец - значит "человек двоящейся природы, неустойчивых мыслей". Иаков пишет, что "человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих" (Иак.1:8). Наверное, Фома не раз сомневался в истинности фактов, связанных с Христом. И эта его неопределенность и колебания вызвали у людей ассоциацию с раздвоением натуры - близнецом. Нам ли судить апостола, когда и сами мы частенько носители колеблющихся мыслей? Но хорошее в Фоме также очевидно. Он был из тех, кому нужны явные доказательства и факты. Дважды он говорил "хочу увидеть", когда просил Иисуса показать Отца и когда желал видеть воскресшего Христа. Бог не скрывает от нас промахи Своих благочестивых мужей, преследуя важную цель - научить нас уроку. Может, Фома и был нерешительной личностью, но, все же, преодолевал свою природу и шагал за Христом уверенно, будучи очевидцем всего, о чем просил. Не все столь проницательны в понимании истин, как Петр. Некоторые, как Фома, борются с самим собой и просят у Бога фактов и подтверждений, и получают, потому что просят от чистого сердца. Если в тебе тоже живет Близнец - учись у Фомы преодолевать свою сомневающуюся природу, чтобы увидеть Христа глазами сердца: "блаженны невидевшие и уверовавшие." (Иоан.20:29)

Христос знает нас лучше нас самих. Мы, как те казаки, можем нарекать людей по внешним факторам, но Бог смотрит намного глубже видимого. Как думаешь, какое прозвище Христос нарек бы тебе?







Коментарі

Популярні публікації