ЭХО МОЛЧАЩЕГО ТИМПАНА


В Ветхом Завете есть немало мест, которые хочется быстренько пробежать глазами, не особо вникая в их суть. К таким относятся родословные, порядок жертвоприношений, разделение земли между коленами или же, как ныне в моем случае, – перечисление остановок Израиля за период их 40-летнего странствования по пустыне. Если бы не чтение Библии по плану, то вряд ли я самовольно бралась перечитывать столь неинтересные места. Но оказывается, что они могут быть интересными, и даже более того – захватывающими.

Моисей по повелению Бога записал ключевые станы Израиля, и на первый взгляд в названиях мест их остановок для нас нет ничего стоящего. Но я решила вернуться из Чисел в Исход и освежить в памяти, что именно происходило в том или ином месте. И, знаете, что? Я обнаружила интересную закономерность. Если отмечать черным флажком локации, где Израиль роптал и испытывал Бога, а белым – места, где Бог творил чудеса, то мы получим некий черно-белый ритм. Всё, как и в нашей жизни. Каждая новая трудность на пути заставляет забывать предыдущее благословение, вызывая сомнения в Боге. Сегодня хочу писать о трех остановках Израиля, которые могут преподать нам хороший урок.

1. Остановка "Красное море": Божье чудо вопреки всем законам.

"Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море,
то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли
по суше среди моря. И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова,
в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и
ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу,
ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море."
(Исх.15:19-21)

 Господь только что сотворил невероятное в жизни Израиля – Он показал, что Его нельзя остановить, что задуманное Им обязательно свершиться, ведь для Него нет преград. Никакое море или другое препятствие не может стать помехой для исполнения Его воли. Он явил Своё владычество над человеческими страхами, над законами природы, над сверхъестественными событиями. Народ должен был усвоить урок этого чуда, ведь оно было ключевым в их дальнейшем пути. Моисей и Мариамь воспели песнь, которая послужила торжественным гимном, сердечным хитом, задающим ритм веры и упования на будущее.

2. Остановка "Мерра": нежданная горечь разочарования.

"И повел Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили
в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили
воды. Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре,
ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя:
Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?"
(Исх.15:22-24)

 Когда Мариамь положила свой тимпан к остальным вещам, она была уверена, что вскоре достанет его снова. Главная трудность осталась позади – теперь им сулит свобода и обещанные благословения. Но последующие три дня пути разрушили сладость на устах, иссушили их и обветрили. Три дня в пустыне без воды. Десятки тысяч изнеможённых людей оказались в мертвой земле – это стало началом их испытаний. Неужели Бог, расступивший воду ради суши теперь не способен раздвинуть сушу ради воды?

Чтобы вера сохраняла верную амплитуду, Бог любит её закалять. Нет, Он не истязает нас, получая от этого удовольствие, но искусно точит сердца, обрамляя их золотыми испытаниями. Чередование благословений и трудностей показывает нам не только нашу собственную сущность, но также и раскрывает характер Господа. Если, войдя в пустыню человек начинает роптать, это верный знак того, что он слишком быстро позабыл вчерашний урок Божьего всемогущества, либо то, что он не воспринял его всерьез, не растворив увиденное и услышанное верой.

Победы расслабляют душу. Они провоцируют нас думать лучше о себе, забывая о первоисточнике наших свершений и триумфов. Когда Бог творит чудо в нашей жизни, нам свойственно ожидать от Него продолжения вереницы благословений, но никак не палящего солнца пустыни. Но Он не действует по нашему алгоритму – и здесь мы разочаровываемся.

Меня удивляет история с горькой водой, хотя не должна. Когда я представляю себя на месте Израиля, иссохшего в жажде и вдруг увидевшего воду в Мерре, я радуюсь вместе с ними. Вот оно – новое Божье чудо! И изопью его полной горстью! Но вода оказывается непригодной для питья. Это побуждает думать, что мы свернули не туда: либо Бог указал нам неправильный маршрут, либо мы Его не так поняли. Очень по-человечески. Встречая на своем пути трудность, нам сразу хочется кого-то обвинить – либо небо, либо землю – потому что что-то пошло не так. Но нет – наличие горечи в жизни не всегда свидетельствует о неправильных действиях. Иногда – это просто часть Божьего совершенного плана: на пути к небесному Ханаану у каждого из нас должна быть своя Мерра. Причины тому разные: чтобы испытать нашу веру и доверие Господу, чтобы увидеть новое чудо, чтобы нам духовно не уснуть, чтобы научиться петь с тимпаном даже среди горьких источников и, в конце концов, чтобы получить от Бога новый урок, закон, устав.

"[Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево,
и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою.
Там Бог ДАЛ НАРОДУ УСТАВ И ЗАКОН и там ИСПЫТЫВАЛ его." (Исх.15:25)

 Меня очень сильно радует, что Мерра – это не последняя наша остановка, ведь конечный пункт назначения – это Ханаан! Поэтому история Израильского народа должна нас вдохновить, чтобы не роптать и не добавлять соленых слез к и без того горькой воде.

Исследователи Библии утверждают, что бедуины сегодня не знают такого дерева, которое было бы способно убрать горечь в источнике. Логического объяснения превращению едкой воды в сладкую просто нет. Поэтому мы с уверенностью можем утверждать, что Бог сотворил чудо, преобразовав непригодное в полезное. Помни об этом, когда будешь проходить свою Мерру, ведь она всего лишь промежуточная остановка на пути к совершенному. Слушай Его, делай угодное пред Ним и соблюдай Его заповеди (Исх.15:26) – и все это сделает твою жизнь слаще.

3. Остановка "Елим": ободряющее благословение.

"И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и
семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах." (Исх.15:27)

Елим – мое любимое место в этой истории. Если при первой остановке присутствие воды было проблемой, при второй – проблемой стало отсутствие воды, то третья принесла освежающий баланс. Двенадцать источников живой прохладной воды и семьдесят пальм со сладкими финиками, наверное, показались раем для уставшего народа. Господь знает, когда и где давать нам передышку. Он умело чередует порции испытаний и благих даяний, чтобы нам не изнемочь. Но нужно помнить, что и Елим не наше постоянное пристанище, скоро и его придется покинуть, как бы нам ни хотелось поселиться там на долгие годы. Ни пустыня, ни оазис не должны сбить нас с пути. Ни испытания, ни благословения не могут заменить для нас присутствие Самого Господа на этой земной тропе. Каждая остановка имеет свое предназначение, свою особую задачу, разгадав которую, мы открываем для себя новую страницу веры, новую грань любимого Господа, новую силу из Его руки и становимся на шаг ближе к небесному Ханаану.

Помни чудо Красного моря, не забывай горечь Мерры и легко отпускай сладость Елима –
все они не наша цель.

Автор Екатерина Лихачева

Коментарі

  1. Катюша, спасибо тебе большое! Особенно за краткий вывод в конце!!! Да благословит тебя Господь Своим присутствием!!!

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар

Популярні публікації