Кризис веры



Американский журнал Time назвал 2020 год худшим годом в мировой истории. На обложке нового номера цифры 2020 перечеркивались двумя красными линиями, а внизу размещалась надпись «Худший год из всех».

Статью для журнала, в котором 2020 год назван испытанием сверх всякой меры, написала американский кинокритик Time Стефани Зачарек. По ее словам, большинство из нас не могли к этому подготовиться: к стихийным бедствиям, подтверждающим, насколько мы предали природу; и к вирусу, который, возможно, возник из-за летучей мыши только для того, чтобы перевернуть жизнь практически всех людей на планете и привести к смерти примерно 1,5 млн человек по всему миру. При этом, по мнению автора материала, в американской и мировой истории были годы и похуже, чем 2020-й, но в живых осталось мало людей, которые видели две мировые войны, пандемии гриппа и Великую депрессию. Треть участников исследования указали, что сложнее всего в этом году им далась потеря работы или сокращение. Почти столько же назвали снижение дохода как главный негативный фактор 2020 года.

Этот год подходит к концу, и нужно подвести итог. Думаю, что были времена и печальнее нынешних, но, все же, что-то довелось нам пережить впервые, вызвав новые чувства разочарования и беспокойства. Пишу это и улыбаюсь, ведь: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас." (Еккл.1:9,10)

Открывая книгу пророка Аввакума, я вижу те же слова, что появлялись и в моей душе в кризисные минуты. Не только его переживания стали моими переживания, но и его ободрение стало моим ободрением. Хочу передать эту эстафету и тебе.

К сожалению, мы недооцениваем эту маленькую книгу. Она содержит в себе столько уроков, сколько капель содержит кувшин холодной воды для умирающего в пустыне. Аввакум был современником Иеремии и жил в Иудее. Эта книга не похожа на другие, потому что описывает не столько сами пророчества, сколько ответы на личные переживания Божьего слуги. Аввакум претерпевал кризис веры. Как так?! Неужели пророкам было свойственно сомневаться в Боге? Да, ведь они такие же люди, как мы.

 

Взгляд на внешнее

"Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь,
буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?" (Ав.1:2)
 

В начале книги мы встречаем пророка обескураженным и огорченным, задающим Богу вопросы. Вера Аввакума пережила столкновение с реальностью. Он не мог понять, как Божий народ может претерпевать ужасающие бедствия – грабительство, насилие, беззаконие, – а Господь не откликается на зов о помощи. Божий ответ изумил его: Всевышний Сам подтверждает, что это не простое стечение обстоятельств, а Его намеренный план, и именно Он собственной рукой наказывает Свой народ за его грехи, используя для этого самый жестокий народ того времени – Халдеев.

"Неужели добрый Бог способен на подобное? Нет, Бог, Ты не такой! Это не Твой характер, Твоим чистым очам не свойственно смотреть на зло и тесноту Своих детей! Ты должен восстать и изменить мои обстоятельства!"

Бог молчал. Ответа не было. Как часто Он выдерживает длительную звенящую тишину посреди раскатов горя, непонимания, неустройства, нависших событий! Это то время, когда душа надеется на одно, а глаза видят иное, когда факты никак не соответствуют ожиданиям, и всё вокруг остается без изменений.

Может быть в этом году мы не раз задавались вопросом контролирует ли Бог мои жизненные обстоятельства? Если так, то почему Он молчит? Почему ничего не меняется, где Его огненные колесницы, армии ангелов, могущие раздвинуть грозовые тучи и впустить солнце? Иногда мы принимаем молчание неба за Его равнодушие.


Взгляд на внутреннее

"На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать,
что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?" (Ав.2:1) 

Господь любит выдерживать паузы. Как Он не ответил сразу на вопрос Аввакума, так часто не отвечает и на наши жалобы. Пророк застыл в ожидании, и это было плодовитое время, когда Господь размягчал почву его сердца для принятия будущего слова. Это слово было не только для него, но и для последующих поколений! Наши беды служат не только нам – их влияние намного сильней, чем нам кажется. Поэтому иногда стоит записывать те уроки, которые Бог показывает в часы больших испытаний. Господь сказал Аввакуму увековечить Его слова на каменных скрижалях, чтобы их можно было легко прочесть.

"душа надменная не успокоится, а праведный
своею верою жив будет." (Ав.2:4) 

Это был момент изменения мышления пророка. Он был слишком сосредоточен на видимом, на внешнем, на осязаемом, поэтому поддался сомнениям о Боге, Его характере, обещаниях. Но Господь по великой милости Своей, обращает его взор на верные вещи, вещи нетленные, сокрытые, но вечные. Он учит Аввакума доверять беспрекословно Божественному плану, в какой бы обертке он не был ниспослан свыше. Потеря работы, смерть ребенка, измена мужа, автомобильная авария, наглый обман, предательство родного человека, финансовая нестабильность, слабое здоровье – мир рушиться, но праведник должен смотреть выше. Пока нечестивый будет колебаться, как море, не имеющее мира, праведник будет стоять на твердом фундаменте веры. 


Взгляд веры

"А Господь — во святом храме Своем: да
молчит вся земля пред лицем Его!" (Ав.2:20) 

Многие сравнивают веру с позитивным мышлением, с надеждой на лучшее будущее при жизни. Но в книге Аввакума мы видим, что Господь не отменяет призванные бедствия на Свой народ, факты остаются все теми же – Вавилон придет. Бог угодны иные изменения – внутренние, которые будут следствием внешних испытаний. Пророк понимает, что Бог остается таким же святым и добрым, как и прежде. Его скипетр никто не отнял – Он все так же восседает на Своем могущественном престоле, верша судьбы людей, изменяя их сердца. Человек не имеет права сомневаться в Его силе и любви, колебаться при Его молчании, ведь ничто не скрыто от Его очей, ничто не тайно для Него. Наши переживания открыты для неба, и более того – часто именно боль является единственным способом постижения духовного урока, который потом выточится на каменной скрижали сердца.

Весной я поделилась этими размышлениями с подругой, которая была больна раком. Её обстоятельства не изменились. Она умерла. Но её упование на Бога не умерло – оно перешло из одной славы в другую.

"Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода
на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи,
хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, —
но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге
спасения моего." (Ав.3:17,18) 

В конце книги Аввакум уже вовсе не тот человек, которым мы встретили его в начале. Его вера ободрилась, обновилась, перешла на новый уровень. Он уже не вопиет, но приходит к иному заключению:

"Пусть даже все материальные, земные опоры жизни поколеблются: если я не буду роскошествовать в еде, если плод моего физического труда не принесет прибытка, если у меня не будет рабочей силы или транспорта, я все равно буду верить в благость моего Бога ко мне! Я выбираю верить в совершенство божественного плана для вселенной, для моей семьи, для моих неприятелей, для меня самого. Я буду не сетовать, я буду радоваться о Боге. Я буду ЖИТЬ ВЕРОЙ, а не глазами."



Коментарі

Популярні публікації