Интонации


Я прилипла к экрану монитора, увидев эту запись. Многие, наверное, даже не обратили бы свое ценное внимание на столь странный эпизод, и поискали бы в просторах интернета ролики куда интересней. Но я, впечатленная мастерством и силой подачи, застыла, разглядывая актрису в студии, когда та озвучивала какого-то зверька в новом мультфильме. Умеют же люди устроить моноспектакль, смотря в листик и используя всего-навсего орудие голоса! Та актриса даже не подозревает, что бросила мне вызов. Мне всегда хотелось поработать на радио или озвучить какую-то ленту. Часто ловлю себя на том, что, чистя овощи или убирая в квартире, передаю прогноз погоды и желаю радиослушателям хорошего дня. Как-то раз мне выпала возможность записать голос доброй мамы для спектакля кукольного театра, но хотелось попробовать образ попротивнее, чтобы было где "разыграться". Еще однажды должны были записывать пасхальный мюзикл, где мне выпала роль сестры Вараввы, но так и не сложилось его записать... В общем, сидела я и восторгалась теми, кому посчастливилось больше меня окунуться в мир голоса, тонов и полутонов.

Для каждого спикера умение владеть интонацией очень важно. Работая в лагерях не первый год, в тысячный раз убеждаюсь, что для детского служителя это качество входит в ТОП 10. Какой бы ни была интересной информация, монотонность ее подачи  может убить даже самое сильное желание у ребенка слушать. Но перебор тоже может навредить. Помню, вела урок про потерянную овцу в самой младшей группу воскресной школы. Описывая зеленую травку и заманчивый антураж, который так манил смелую овечку, нужно было не менее эффектно перейти к трагичности её выбора. Когда красивые ландшафты в рассказе сменила ночь и тени острых скал, я – "овечка" - вскрикнула, а со мной и все дети, чуть не плача, перепуганные  притчей-триллером. Перестаралась…

Но разве только людям особой профессии нужно мастерство интонаций? Не всем ли нам стоит понаблюдать за собой, какие краски голоса мы показываем в беседе?  Тон способен затмить суть слов или придать им веса. Привыкшие к своим манерам, мы редко пересматриваем то, с каким выражением мы обращаемся к людям. Наше звучание может зависеть от социального статуса собеседника или нашего собственного, его отношения к нам, родственных связей, будущей выгоды, незабытого прошлого… Самые бездушные слова могут ожить от правильной подачи и наоборот - самые живые слова могут принести кладбищенский настрой без подходящей манеры. Люди творят своим голосом настроение и расположение, разрыхляют благодатную почву и строят каменные стены, лечат и ранят.

Интересно, что Бог в Своем слове уделил внимание и этой теме. О Христе написано, что Он учил, как "власть имеющий, а не как книжники." (Мар.1:22) То есть, люди, слыша, что̀ и как Он говорил убеждались, что Он не такой как книжники и фарисеи, и что Его власть намного больше власти людей.  Но это вовсе не значит, что Христос всегда говорил в командном тоне – добрее Него не существует никого. Но в то же самое время, мы читаем, что "не было лести в устах Его." (1Пет.2:22)  Его интонации никогда не несли хитросплетения или выгоду, когда это нередко можно встретить в человеческом естестве.

Павел учил молодого Тимофея, как вести себя и, подытоживая сказанное ему наставление, он пишет:

"будь образцом для ВЕРНЫХ В СЛОВЕ, в житии,
в любви, в духе, в вере, в чистоте. (1Тим.4:12)

Важная сфера – сфера "слова". Это существительное с греческого языка можно перевести еще как "выражение, изречение, речь, рассказ". Важно не просто употреблять истинные слова, но также уметь их подавать, благочестиво изрекать. Мне почему-то вспомнилась мудрая Авигея. Её правильный поступок, сохранивший жизнь не только её самой, но и целому дому её мужа, хвалиться по сей день. Обращаясь к Давиду, разгорячённому злостью на безумца Навала, она подобрала не только правильные слова, но смиренный образ, давая прочесть всем своим естеством почтение и мольбу.

"Когда Авигея увидела Давида, то поспешила сойти с осла и пала пред
Давидом на лице свое и поклонилась до земли; и пала к ногам его и сказала:
на мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и
послушай слов рабы твоей." (1Цар.25:23,24)

Мне совсем не трудно представить себе нотки голоса лежащей на пыльной дороге женщины у ног озлобленного Давида. В тот дышащий смертью момент она явно понимала важность интонаций, чего нельзя сказать о её муже!  Соломон говорит:

"… мягкий язык 
переламывает кость." (Прит.25:15)

То же можно сказать и об Иакове, который готовился ко встрече со своим братом-близнецом, спустя много лет после нагло совершенного им обмана: "так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков…" (Быт.32:4) В кризисные ситуации мы все готовы включать волну пиетета. Но как быть с буднями, в которых мы раздражены и измождены, голодные и забеганные, когда одну и ту же фразу нужно повторить сто раз неумелому сотруднику, навязчивому торговому агенту, противному клиенту или чрезмерно активному ребенку, когда ты "заключен" с ним тет-а-тет в стенах своей квартиры? Можно ли тогда сохранить правильное расположение духа, а вместе с ним и интонацию? Это тебе не просто радио эфир, в котором ты король микрофона, а реальная жизнь, со всеми её тяготами и людьми, выводящими тебя из равновесия.

"ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает 
в слове, тот человек совершенный,
могущий обуздать и все тело." (Иак.3:2)

Хотелось бы иметь брата Аарона. Помните, сколько раз Моисей пытался отговорить Бога не посылать его в землю "крокодилов"? И одной из последних его аргументаций было: "о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен." (Исх.4:10) Кто-то утверждает, что у Моисея были проблемы с заиканием, но наверняка узнать трудно. Как бы там ни было, у него были явные проблемы с ораторским искусством. Бог дал ему в помощь брата Аарона. Вот бы и нам такого интерпретатора, который облекал бы все наши неумелости, наглости, противности в благоразумную речь, приправленную солью. Но, увы, нужно самому быть таким Аароном.

Интонация – это сильная приправа к твоим словам. Её можно подать так, чтобы вкус сказанного стал приятнее, а можно и переусердствовать, так что человек почувствует отвращение к твоей речи. Но источник интонации находится не в устах, дорогой друг, а в нашем сердце. Если внутри тебя тон любви и уважения, то снаружи он отразится таким же сладким эхо. Давай интонировать Богу, ведь когда-то Он обещал Моисею то, в чем не откажет и нам:

"…Я буду при устах твоих и научу 
тебя, что тебе говорить." (Исх.4:12)




Коментарі

Популярні публікації