Всегда ли Бог прав?


Наверное, каждый христианин слышал от других или сам задавался вопросом, как любящий Бог мог повелевать уничтожение целых народов в Ветхом завете. То, что мы читаем в Библии, не всегда сходится с нашим собственным понимаем моральности, и производит внутри нас целый конфликт. Вдобавок к этому нам трудно объяснить данный факт неверующим людям, которые оперируют сим доводом никак не в защиту Бога. Профессор Майкл Питерсен – преподаватель колледжа, где я работаю, поделился своей статьей по этому вопросу, который, как мне кажется, должен уяснить для себя раз и навсегда каждый христианин. К вашему вниманию избранные моменты статьи, а полную её версию вы сможете скачать по ссылке внизу.  
---

Всегда ли Бог прав?

Всегда ли Бог прав в том, что делает и как делает? Нет другого более важного места, где бы этот вопрос играл большую роль, чем тот, где Бог дает повеление истребить Хананеев, которые жили в земле обетованной во время завоеваний. Когда Бог повелевает Израильтянам "не щадить" жителей городов Ханаана, этим самым Он возбуждает в умах людей моральный конфликт (Исх.23:23-24, Втор. 7:2, 20:17, Нав. 11:20). Усугубляя эту проблему, можно найти места, указывающие, что Бог ожесточил сердца царей и народов для того, чтобы поразить их (Втор.2:30-34, 3:2-6). Эти повеления вводят в замешательство читателей Ветхого Завета и заставляют некоторых верующих ставить под сомнение высокую нравственность Божьей деятельности, особенно, когда они читают, что эти повеления включали в себя женщин и детей.

1. Божьи мотивы являются непостижимыми для человека

Эту дискуссию необходимо начать с нескольких утверждений общих истин. Во первых, так как человек настолько ограничен в своем опыте, и настолько близорук в свое восприятии окружающего, то он не должен судить о Божьих мотивах. Чтобы судить Бога, необходимо обладать способностями намного превышающими способности Самого Бога! Абсурдно то, что творение пытается судить своего Творца (Иов 40:3). Человек также ограничен в восприятии действительности, потому что он смотрит на внешний вид, а Бог смотрит на сердце (1Цар.16:7). Божьи действия всегда логичны, но иногда они покрыты тайной для тех, кто не видит причин, целей или мотивов для этих действий.

2. Бог использует второстепенные средства

Во вторых, очень часто Бог использует второстепенные средства для достижения Своей воли и цели. Если даже иногда второстепенные средства являются неправильными или даже грешными действиями людей или сатаны, Божьи мотивы все равно остаются первопричиной. Бог в Своей суверенности способен использовать зло и грешных людей для Своей славы. Иов хорошо иллюстрирует эту истину. После того, как сатана организовал уничтожение имущества Иова и смерть его детей (Иов 1:11-19), он опять появляется на небесах и Бог, обратившись к нему, говорит: " … (Иов) доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно." (Иов.2:3) Бог может претендовать на авторство тех событий, которые сатана в действительности исполнил, потому что Сам Бог допустил это. Бог мог использовать зло, чтобы достичь Своих целей в жизни Иова.

3. Божье спасение открыто для отдельных личностей

И третья важная общая истина состоит в том, что Бог всегда желает спасти тех, кто приходит к Нему с верой. Спасение Раав и ее семьи хорошо иллюстрирует готовность Бога спасать отдельных людей, даже если Он истребляет весь народ из-за их греха. Так как Раав, блудница, жившая в Иерихоне, проявила свою веру в Бога, спрятав соглядатаев, она сама и все ее близкие были избавлены от уничтожения. (Нав. 6:17, 25, Евр. 11:31). Остальные, кто умер в Иерихоне, были "неверными" (Евр.11:31), но вера Раав спасла ее, и Бог включил ее в родословную Давида и Христа (Мф.1:5). Иофор (Исх. 3:1, 18:10), Сепфора (Исх.2:21), 32 тыс. Мадианитянских дев (Числ. 31:35), Гаваонитяне (Нав. 9), Руфь, Рехавиты (Иер.35), и без сомнения множество других являются также примерами людей, которым Бог позволил влиться в ряды Израильтян.

ПРИЧИНЫ ДЛЯ ПОВЕЛЕНИЯ ИСТРЕБИТЬ НАРОДЫ

Даже зная общие истины о Боге, которые указывают на то, что Бог не обязан оправдываться перед человеком, верующие продолжают бороться с нравственностью Божьих повелений геноцида. Эти повеления внесли сумятицу в моральный кодекс, который заложен внутри человека. Люди не осмеливаются вслух осудить действия Божьи, но в то же время внутри, продолжают сомневаться в праведности этих действий. Но, тем не менее, Божьи повеления об истреблении в Ветхом Завете не противоречат Его действиям в Новом Завете и, более того, являются проявлением Его любви и милости.

1. Время данное для покаяния

Истребление народов, живших в земле Ханаанской, является Божьим наказанием за их великий грех. Люди этих народов практиковали наиболее омерзительные грехи, включая безудержную аморальность и детоубийство (Втор. 12:30-32). Их пантеоны представляли собой жестоких и распущенных богов. Действительно, в данном случае применима поговорка: " Люди не далеко ушли от своих богов". Храмовый ритуал включал в себя культовую проституцию и обряд плодородия. О том, что Ханаанская религия была обращена к звериному и материальному в человеческой природе, отчетливо свидетельствуют Угаритские тексты. Великий грех этих людей стал причиной Божьего наказания, и Бог избрал использовать Свой народ, Израиля, для выполнения этой задачи.

Бог часто использует один народ для наказания другого народа в Своем мировом плане. Когда Бог намеревался наказать народ Иудейский за их непокорность, Он сказал, что Его раб Навуходоносор, царь Вавилонский, будет инструментом наказания в Его руках (Иер. 25:8-9). Аввакум боролся с тем понятием, что Бог мог использовать нечестивых Вавилонян, чтобы наказать Свой народ (Авв. 1:12-17) Но он был удовлетворен ответом Бога: "праведный верою жив будет" (Авв.2:4). Когда Бог напомнил Аввакуму, что "Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля перед лицем Его!" (Авв. 2:20), он не удержалс от прославления личности, силы и целей Божьих (Авв. 3).

Божье наказание Ханаанских народов во время завоевания в действительности указывает на великое Божье долготерпение. В Бытие 15:16 Господь заявил, что формирование Израильского народа будет происходить в Египте за период  400 лет. Он объясняет это решение тем, что "мера беззаконий Аммореев (жителей Ханаана) доселе еще не наполнилась". 400 лет плюс еще год промедления в завоевании обетованной земли демонстрируют Божье долготерпение и милость к людям, жившим в Ханаане, особенно, если учитывать великую развращённость тех народов. Бог дал им целых 400 лет, чтобы покаяться и обратиться к Нему.

2. Заражающее влияние

Вторая причина, по которой Бог повелел Израильтянам уничтожить Ханаанские народы, состояла в том, что они оказывали бы заражающее влияние на народ Израиля. Он знал, что если бы эти народы остались на земле, Израиль был бы искушаем их богами, и, в конце концов, восстал бы против Господа (Исх. 23:33, Втор. 7:4). Божье наказание особенно было направлено против порочной религиозной практики Ханаанских народов.  Он отдельно указал, что они должны уничтожить до основания Ханаанские места поклонения (Исх. 23:24, Втор. 7:5, 12:2). Опасность заражения настолько велика, что было абсолютно запрещено даже узнавать, как проходили языческие поклонения (Втор. 12:30).
Повсюду в Писании даются свидетельства заражения от окружающих народов. Много благочестивых царей в Иудее пытались поступать праведно, но не могли убрать высоты, которые были местами жертвоприношения и поклонения идолам. Амврий ввел поклонение Ваалу в Израиле, когда заключил политический союз с Тиром, женив своего сына Ахава на Сидонской принцессе Иезавели. Их дочь Гофолия вышла замуж за Иорама из Иудеи, и тогда было введено поклонение Ваалу на юге Иудеи. В общем, люди Израиля оставили своего Бога и сделали себе кумиров, подобно, как народы вокруг них ( 4 Цар. 17:24-33)

3. Чистота Божьего народа

Хотя Бог всегда заботился о чистоте Своего народа, кажется, что более всего Его заботит это вначале новой эры. Бог суверенно избирает Израиля быть Его избранным народом и требует святости от них (Втор. 7:9). Анания и Сапфира являются иллюстрацией действий Бога в Новозаветний период, которые демонстрируют на практике этот принцип. Бог не поражает смертью каждого, кто говорит ложь в церкви сегодня, но в то время Он заботился о том, чтобы новоявленная группа начала правильно свой путь. Такое же отношение касалось и нового народа Израильского. Бог желал защитить их от пагубного влияния, пока они твердо станут на ноги как нация. Бог никогда не допускает для Своих людей больших искушений, чем те, которые они могут преодолеть  с Его помощью (1 Кор. 10:13). Божий акт наказания, совершенный над жителями Ханаана, должен был также послужить тем, чтобы внушить молодому Израильскому народу насколько ужасающими являются грех и его последствия в глазах Бога. Бог есть Святой Бог, и Он не может допустить греха в Своем присутствии. Это наказание было предупреждением и картиной того, что Бог сделает с ними, если они так же согрешат против Него. Он требует святости от Своего народа (Лев. 11:44, 19:2, 27).

4. Милосердие к Божьему народу

Божье наказание народов Ханаана иллюстрирует принцип Божьей заботы о Своем народе. Он желал защитить их от зверств той грешной деятельности, которой занимались народы. Хотя Бог любит всех людей, Он проявляет особую заботу о благополучии Своего избранного народа. Побуждаемый этим, Он пытался защитить от пагубного влияния, которое порвало бы Его отношения с ними. Желание спасти жизнь пациента побуждают хирурга вырезать ткань, пораженную раком, даже тогда, когда вместе с пораженной тканью вырезается немного здоровой. Удаление зла из среды Израиля является проявлением Божьей любви и милосердия к тем, кто принадлежит Ему.

ЗАЧЕМ УНИЧТОЖАТЬ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ?

Кто-то, возможно, сразу же укажет, что выше приведенные аргументы приемлемы только для мужского населения Ханаана, но, однако, женщины и дети также были включены в повеление истребить жителей. И это правда. Бог включил женщин, детей и даже младенцев в повеление об уничтожении (Нав. 6:21, 1 Цар. 15:3). Не мог ли Бог пощадить этих невинных?
1. Последствия греха распространяются на простых наблюдателей
Печальным является тот факт, что грех никогда не изолирован. Грех и его последствия всегда имеют влияние на тех, кто общается с грешником. Общение может быть в вертикальном измерении (его потомки) и в горизонтальном (семья, друзья, соседи, знакомые). Истиной является то, что ни один человек не живет только для себя и не умирает только для себя. Поэтому, когда Бог посылает наказание на грешных людей и народы, то всегда с ними страдают и невинные люди. В Ветхозаветних записях Вавилонский захват является отличным примером этого. Иеремия и другие были праведными людьми, но они также пострадали из-за последствий грехов народа. Эта истина касается любого рода наказания Божьего для народа: болезнь, голод, землетрясения, война и другие несчастья всегда затрагивают праведников вместе с грешниками.

2. Бог милостив

Каждый должен помнить общий принцип, что любое действие Бога по отношению к человеку, не исключая смерть, является проявлением Его милости. По причине первородного греха человека и постоянного проявления осознанного греха в его жизни, каждый вдох человека является результатом Божьей милости (Дан. 5:23). Бог ничего не должен нам. Если все, что мы получаем от Бога, является проявлением Его милости, и в Божьих руках находится право отнять жизнь у человека, то продление её – это уже милость Божья. Даже, если Бог решит завершить жизнь человека, то это не будет ужаснее того, что человек заслужил. Тем не менее, Бог не получает удовольствие в смерти грешника, но наоборот, Он желает, чтобы каждый человек покаялся (Иез. 18:23, 33:11, 2 Пет. 3:9).

3. Распространение греха через женщин и детей

Во вторых, женщины и дети также могли иметь греховное влияние на народ Израильский. Женщины, которые стали бы женами Израильтян или старшие дети (старше 2 лет) принятые в Израильские дома, могли бы негативно влиять на Израильтян, потому что они привыкли к языческим традициям. Опасность смешанных браков с Хананеями особо беспокоила Господа (Втор.7:4-5), потому что Он знал, что Его люди будут вовлечены в грех. Царь Соломон, многочисленные жены которого к концу жизни сбили сердце его с пути праведного, являет яркий пример того, что переживания Бога в этой области не напрасны (3 Цар. 11:1-8).
Существует общий принцип того, что зло распространяется намного сильнее, чем добро (Агг. 2:11-13). Отчасти это правда, так как сердце человека не нуждается в особой помощи и побуждениях для исполнения зла. Женщины и дети, которые наблюдали или участвовали в аморальных языческих ритуалах, скорее увлекли бы своих завоевателей в неверном направлении, нежели последние направили бы их на путь истинный.

4. Смерть является милостью

В третьих, со стороны Бога было настоящей милостью то, что все женщины и дети были сразу убиты. В библейские времена женщины и дети находились в полной материальной зависимости от мужчин. Пожилые люди зависели от своих детей. Если бы Израильтяне убили всех мужчин, но оставили бы в живых женщин и детей, то кроме оплакивания погибших членов своих семей, им приходилось бы нищенствовать или воровать для того, чтобы прокормить себя и своих детей. Огромное число женщин и детей из побежденных народов наверняка были бы обречены на голодную смерть. Поэтому результат был бы более жестоким, чем моментальная смерть во время захвата.
К тому же, Божье наказание является актом милости для искупления всех детей перед тем, как они были бы вовлечены в вульгарный грех. Бог избавил их от жизни преисполненной аморальными извращениями, связанными с религиозными поклонениями, и данная ситуация становится более ироничной, если учесть то, что все дети, умершие до сознательного возраста, сразу же идут к Богу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К какому же выводу можно прийти в конце этого исследования? Божьи повеления уничтожить народы, жившие в Ханаане во время захвата, совместимы с Божьим святым характером. Он проявляет Свое милосердие к отдельным личностям, которые обращаются к Нему, а также демонстрирует Свою великую любовь к народу Израиля в Своей заботе и защите от пагубного влияния народов. Бог всегда ненавидел и ненавидит грех и должен наказать его. Но Он проявляет долготерпение в надежде, что грешник покается. Даже, осуждая на смерть весь народ, Он желает, чтоб отдельные люди обратились от греха и посмотрели на Него.
Бог в Своей суверенности не должен оправдывать Свои поступки перед людьми. Часто Он не объясняет причин, почему Он поступает так или иначе. Кроме того, человеку нет необходимости знать Божьи мотивы. Люди должны любить Бога, поклонятся Ему и смирятся перед Ним в первую очередь за то, кто Он есть, чем за то, что Он делает. Это относится к древним временам, так и к современности. Неважно человеку знать почему, но ему важно знать Кто. Если ты знаешь "Кто", то "почему" становится неважно.

Автор проф. Майкл Питерсен













Коментарі

Популярні публікації