Никакой личной жизни?!




Современное развивающееся общество, как никогда в своей истории, похоже сейчас на растущего подростка, которого тяжело прокормить. И, хотя сей период с трудом можно назвать периодом "становления" (больше похоже на разложение), тем не менее, его ненасытимость довольно таки очевидна. Информационный голод торжествует, не смотря на обилие виртуальных и печатных блюд. В поисках утоления своего то ли любопытства, то ли самоутверждения, люди пытаются зайти даже за "кулисы", где хранится лакомый кусочек тайного и личного, отдавая честь папарацци. На открытости сегодня очень хорошо зарабатывают: люди готовы платить, чтобы увидеть неприкрытые тела селебритис, их распахнутые дорогие дома и кошельки. Но в то же самое время мало кто желает открывать обществу себя самого. Понятие "личной жизни" крепко вросло и укоренилось в сознании современного человека, и порой им оперируют даже без особой надобности, оставляя глупое впечатление. Рамки "личного" с каждым годом расширяются, и охраняют их часовые толерантности. Порой боишься задать вопрос человеку, чтобы не обидеть, задев его комфортную зону. Иногда сдается, что грядут такие времена, когда в обществе только девушкам на кассе будет позволено задавать вопросы, и то касательно пакетика для упаковки продуктов и его размера (хотя ловкий умелец и их может привлечь к суду за вмешательство в приватную сферу).

Давно ли, недавно ли довелось мне услышать интересную мысль. Заключалась она вот в чем: понятие "личной жизни" является творением сугубо мирским, и для христианина его не должно быть в принципе. Сей вопрос крепко засел в моей голове. Будучи человеком впечатлительным, я не справилась со своими размышлениями в одиночку, и разделила лакомою "словесную трапезу" с ближними. Идеи и размышления были очень многогранными, поэтому подводя итог, мне  захотелось написать об этом статью, которая, как мне кажется, сопровождается больше тегом "рассуждение", нежели "наставление".

Пролистав пару научных статей, я нашла общее понятие "личной жизни", которое звучит приблизительно так: "Личная жизнь, являясь одним из основных конституционных прав человека и гражданина, отражает стремление каждого иметь свой собственный мир интимных, семейных, деловых и иных интересов, не подлежащих контролю со стороны государства, общества и отдельных граждан, подразумевает под собой запрет на вторжения извне в сферу тех сторон жизни человека, которые он не желает делать достоянием других лиц." Поскольку, закон четко не определяет, что же такое личная жизнь человека, существует несколько различных точек зрения в раскрытии этого положения. Так, философия и этика считают личной жизнью человека такую область жизнедеятельности, которая касается только данного лица и лежит за пределами производственной и общественной деятельности, к которой относится: возможность уединяться, размышлять, общаться с другими людьми, вести личную переписку, неприкосновенность жилища, тайна переговоров и переписки. Образ мыслей, увлечения, творчество также относятся к сфере личной жизни. Правовая сфера определяет это следующим образом: нематериальное благо, принадлежащее каждому гражданину от рождения, заключающееся в таких сторонах его внутренней жизни и общения, которые сознательно им сохраняются в тайне от иных субъектов и подлежат безусловной защите в демократическом государстве как в случаях, прямо предусмотренных в законе, так и в иных случаях и в тех пределах, которые вытекают из существа данного блага и степени соотносимости его осуществления с правами и свободами других граждан."

Не знаю, как вам, но мне показалось, что все объяснения звучат довольно абстрактно и иногда размыто. Выходит, что никто не способен взять в руки мел и нарисовать четкую границу приватного нематериального мира каждого. Поэтому, как ни крути, идея личного пространства затронула и верующих. Часто, задавая вопрос на домашней группе относительно духовной сферы человека, мне доводилось слышать: "Я не буду этим делиться – это личное." Припоминаю, как меня даже обвинили в моральном насилии, сказав, что я не имею права задавать подобные вопросы. Тогда, исходя из заявленной мысли, мы не обязаны делиться своими размышлениями, свидетельствами и личными убеждениями и не имеем никакого морального права просить об этом других. Руководствуясь таким суждением, можно зайти очень далеко, и это "далеко" будет за границами Божьего Слова. Ведь Библия учит нас давать кроткий ответ о своем положении не только любящему ближнему, но и противнику.

"Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому,
требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением." (1Пет.3:15)

Комментируя этот стих, Роджерс пишет: " Слово απολογια (апология) – "защита" часто относится к речи защитника в суде, следовательно, может предполагать ситуацию официального обвинения, во время которого человека призывают к ответу за то, что он сделал, кроме того, это слово может обозначать неформальное объяснение или защиту своей позиции. Это может быть ответ на скептические, оскорбительные или издевательские вопросы враждебно настроенных."

Чтобы понять, почему идея частного так близка человеку, нужно вернуться к истокам бытия – к Эдемскому саду.

"И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились." (Быт.2:25)

Этот стих говорит нам о первоначальном состоянии человека – всё было открыто, все обнажено, никаких тайн, ничего личного. Но с приходом греха, появился стыд и страх, а за ними - потребность в прикрытии (чуть больше читать здесь). Что-то уже не хотелось показывать, что-то необходимо было утаить и спрятать от глаз окружающих: "сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания." (Быт.3:7) Возможно, кто-то со мной не согласится, но позволю себе высказать мысль, что в устройстве первой церкви Бог в некоторой мере попытался восстановить утраченную в Эдеме "духовную наготу". Когда мы читаем о жизни первоапостольской церкви, всем нам бросается в глаза факт общности: "Все же верующие были вместе и имели все общее." (Деян.2:44) Контекст, конечно же, говорит нам о материальных вещах – имениях и собственностях. Мы не поступаем так сегодня в буквальном смысле, правда (хотя есть и такие благословенные люди)? Но мы следуем принципу, заложенному в этом примере. А он заключается в открытости и готовности жертвовать, посвященности и единству. Можно много об этом говорить, но обращу наше внимание лишь на одну мысль – как сохранить единство, если каждый будет жить в своем обособленном мире? Говоря приземленно, закрытый человек всегда будет держаться в стороне, он никогда не сможет стать полноценным членом какого-либо общества, потому что ограждается от него сам.

Пребывая в человеческой шкуре и, будучи пропагандисткой открытости, я очень хорошо понимаю, что сама я не всегда могу приоткрыть занавес личного, и впустить за кулисы каждого. Я раздумывала над этим, и попыталась классифицировать свои мысли. Мне кажется, существует две главные причины, почему мы, всё же, храним зону конфиденциальности в своей жизни.

1. Из-за своего греха

"нет праведного ни одного" (Рим.3:10)

Как однажды Адам с Евой, почти каждый из нас хранит скелет в своем шкафу, прикрытый смоковными листьями. Это могут быть как сухие кости многолетней давности, так и свежий труп вчерашнего преступления. От маленькой коробочки с мыслью до целого завода, работающего в три смены над греховными делами. У всех разные тайны, но они приносят стыд и страх, не позволяющие раскрыться перед ближним. Как сказал один брат, мы можем заворачивать свои пороки в красивую упаковку с биркой "личная жизнь", чтобы никто вдруг не посмел ее развернуть. На самом же деле внутри спрятана жадность, эгоизм, лень и другие подобные тому вещи, в которых трудно признаться. Когда человек не хочет делиться духовными размышлениями, это настораживает. Напрашивается мысль, что её вовсе не существует или же она в неподобающем состоянии. Когда кто-то отказывается сказать свидетельство во славу Бога (оставим пока без внимания страх публики, боязнь микрофона и другие фобии), это также выглядит странно, ведь в теории прощенный грешник без умолку говорит о своем спасении. То есть - одна из причин, почему мы закрываем двери на ключ в какой-то сфере своей жизни, опасаясь гостей, это нераскаянный грех или духовные слабости, излив которые, мы боимся подпасть под осуждение.

2. Из-за греха ближнего

Мы все прекрасно видим поступки окружающих нас людей.  Если наш ближний "болен" на грех сплетен, тогда очень очевидно, что мы воздержимся оголять пред ним душу. Мы закрываем шторы на своих окнах не только из-за своего греха, но из-за греха соседа. Ведь зависть, словоохотливость, осуждение, надменность, тщеславие, злоба и другие пороки отнюдь не служат доброй почвой, где бутон души радушно распустится. Как говорят в фильмах: "Каждое ваше сказанное слово может быть использовано против вас". Эта грустная правда, острие которой не раз резануло нас до крови, оставив шрам до конца жизни. Пережив горечь предательства, мы закрываем дверь на засов, боясь испытать подобное снова.

Но здесь есть еще один важный аспект, о котором стоит упомянуть – порой мы скрываем "личную жизнь" из-за возможного потенциального греха ближнего. Что я имею в виду? Может быть, что какая-то наша искренность станет преткновением для человека. Один брат, делясь размышлениями на эту тему, сказал, что он не всегда рассказывает своей жене обо всех своих мыслях (имеется ввиду не греховные), потому что знает, что для нее это может послужить не во благо. Трудно предсказать, к какому результату может привести наша чистосердечность, потому что все мы облечены в тленную плоть со всей её нелогичностью и странностями. Порой твое исповедание вызовет разочарование в человеке вместо ожидаемого сочувствия, злость – вместо понимания, осуждение – вместо совета. Иногда даже наш уже исповеданный грех может зародить новый грех у собеседника.

Итак, что же сказать на это? Грех и его последствия еще живы на этой земле. Значит ли это, что нам стоит вырыть ров вокруг своего острова, и срезать все канаты опускающего моста? Интересно, что "Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке." (Иоан.2:24,25) Хотим мы этого или нет, какая-то ячейка нашего бытия будет скрыта от общественных глаз. Логично, что ты не будешь заявлять во всеуслышание о своей интимной жизни, банковском счете, подробностях болезни и странных мыслях, то и дело посещающих твою голову.

Но, если ты возрожденный христианин, то понимаешь, что "Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего." (2Кор.5:15) В теории у нас не должно быть ничего такого, что мы оставляем только для себя под замком – как наши успехи, так и наши прощенные падения, служат для Божьей славы и для назидания других. Сама Библия не скрыла от нас грехи Божьих мужей, чтобы мы могли черпать и в этом надежду для себя, и восхищаться Божьей незаслуженной благодатью. По долгом раздумье и исследовании, я пришла к итогу, что каждый сам решает границы личной жизни с Богом, но они никогда не должны быть препятствием в нашем служении Ему или же красть Его славу. Чтобы понять стоит ли раздвинуть завесу в тот или иной момент, следует спросить себя и Бога принесет ли это Ему славу и послужит ли мой откровенный опыт или мысли для блага ближнего. Если ответ "да", тогда я верю, что даже самые интимные сферы и самые личные аспекты мы обязаны положить на Божий алтарь (конечно же, облекая свою жертву в подобающую форму стыдливости и сдержанности). Ведь что тогда, если не личное, кровное, пережитое доказывает брату нашу искренность и смирение по отношении к нему? Сегодня есть множество "умников", которые свысока бросают правильные советы, а вместе с ними и едкие осуждения. Но все мы прекрасно чувствуем, когда небезразличный человек подходит к нам, чтобы вместе поплакать над пережитым, открыв и свою наготу. Слабости сближают людей.

Возвращаясь к первой церкви, хочу оставить нас с важной мыслью. Верующие были вместе, и это единство стоило им чего-то, правда? Отдавая своё для общего блага, они, всё же, поступали с большой мудростью – "разделяли всем, смотря по нужде каждого." (Деян.2:45) У нас с вами тоже есть такая мудрость от Бога – увидеть нужду ближнего и поделиться своим личным, как болью, так и радостью, помня при этом, что всё и так принадлежит Богу. 

"Ибо никто из нас не живет для себя…" (Рим.14:7)

"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1Кор.3:16)

"Кто говорит, что ты лучше других? И что имеешь ты такого, что не было тебе дано?
А если всё было дано тебе, то почему ты похваляешься, как будто это не был дар?" (1 Кор. 4:7, СП)

Коментарі

Популярні публікації