Грех: убегать или нападать?



Говорят, что у собаки в стрессовой ситуации всего две реакции – она либо убегает подальше от нарушителя покоя, либо нападает, пытаясь защититься. Человек поступает примерно также, попадая в агрессивную среду. Но, если в таких ситуациях появляется угроза для жизни, а не просто моральный дискомфорт, для особых смельчаков, не умеющих быстро бегать, современные специалисты предлагают целый перечень интересных средств самозащиты. Я не просто так говорю, что они интересные. Столкнувшись со статьей в интернете, я немало удивилась, узнав, к примеру, о лазерном устройстве для ослепления, кепке-дубинке, перчатках со стальными вставками, сверхпрочном зонте и ноже с функцией впрыскивания газа. 

Общество очень умело готовится к нападению со стороны ближнего, для этого, как мы знаем, даже специальные курсы есть, где можно обучиться разного рода приемам самозащиты. Но, что делать, если твой враг-агрессор - это грех? Здесь кепка-дубинка уже не поможет. Нужно ли в таких случаях убегать или пытаться его одолеть? В Библии есть повеления, подтверждающие обе позиции. Первая реакция, которой последовал благочестивый Иосиф, такова:

"Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников,
удаляться от плотских похотей, восстающих на душу…" 1Пет.2:11

Убежав от навязчивой жены Потифара, Иосиф дал чудный пример многим поколениям, как нужно "бегать блуда" (1 Кор. 6:18) То же самое Павел советовал молодому Тимофею, говоря: "Юношеских похотей убегай."(2Тим.2:22). Но есть и другое повеление, которое на первый взгляд может показаться противоположным предыдущему – противостать и бороться.

"Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу,
и убежит от вас." (Иак.4:7)

"Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш
диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.
Противостойте ему твердою верою" (1Пет.5:8,9)

Выходит, у нас есть два активных действия, как себя вести с кознями дьявола и его хитрыми уловками. Но как знать, какая реакция будет уместной в той или иной ситуации? Часто, не понимая, что делать, мы оказываемся проигравшими. Вместо того, чтобы убегать в нужный момент, мы смело рвемся вперед, не рассчитав свои силы, и падаем от его стрел. Либо же наоборот – имея весь необходимый арсенал духовного оружия, мы убегаем, поджав хвост, а он преследует нас снова и снова, пока мы не истощимся и, в конце концов – он победоносно наступает нам на горло. Ситуация сложная, и она никак не выходила у меня из головы, как вдруг после молитвы мне пришла мудрая мысль. Нужно научиться различать исток греха, чтобы понимать, как на него реагировать. И, наверное, самым простым и обобщенным разделением будет – грех, атакующий изнутри, и грех, нападающий снаружи.

Проблема #1: грех, атакующий изнутри
Реакция: нападать

Апостол Иоанн в своем первом послании писал всем нам известные слова: "Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего." (1Иоан.2:16) Все мы ходим в смертном теле, которое, как магнитом тянет в этот мир. Внутри нас еще полно крючков, за которые дьявол мастерски дёргает в нужный ему момент. Есть грех, зарождающийся внутри нас, как выбор. Похожее было с Каином, когда Бог предупредил его, чтобы он властвовал над грехом, который только-только брал свое начало в его сердце.

"если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе,
но ты господствуй над ним… восстал Каин на Авеля,
брата своего, и убил его." Быт.4:7,8

Каина никто не искушал, как это было с Иосифом, на него никто не нападал, заставляя грешить – его грех был волевым добровольным решением. Какие-то наши неблагочестивые поступки, эгоистичные реакции и привязанность к миру открывает дверцу для темноты. Бог видел сердце Каина, и сказал ему господствовать над грехом внутри, восстать против него и одолеть. Именно в такие моменты нужно нападать на грех, потому что Бог уже дал нам все необходимое для борьбы. Вариант убежать – здесь не пройдет! От помыслов своего собственного сердца никуда не деться, хоть сколько угодно меняй обстановку и место жительства, друзей, работу, даже церковь - ничего не выйдет, потому что грех живет внутри тебя. Пока ты не одолеешь его, ты не будешь свободен. Читай Писание, молись об этом, прими решения не поступать так, измени образ своего мышления, упражняйся в благочестии.

Проблема #2: грех, атакующий извне
Реакция: убегать

Если похоть плоти исходит изнутри, то похоть очей является обратным процессом. В этом случае грех подступает снаружи. Если бы Давид не увидел Вирсавию, не возникло бы желания. Если бы Ахан не нашёл одежду среди развалин Иерихона, он бы её и не взял. Когда искушение наваливается на тебя нежданно, нужно убегать, как убегал Иосиф - без оглядки. Конечно, мудрым решением будет не появляться вообще в тех местах, где потенциально ты можешь встретить искушающий фактор. Но не все моменты в жизни мы способны спрогнозировать – бывают ситуации, когда в один миг ты оказываешься в жуткой сети, и если не удалиться прочь, то неизбежно придет падение. Но иногда верующие играют с огнем, почитая себя утвержденными и сильными, думают, что устоят против любого искушения. Стоит помнить, что не во всех случаях Бог повелевает вступать в борьбу – не потому, что Его силы недостаточно, а потому что Он знает, в чем мы имеем слабость. Нужно адекватно оценивать свои силы – те, кто слишком высоко думают о себе, очень быстро падают.

Желаю всем нам научиться различать источники греха в нашей жизни, чтобы правильно реагировать, как ловкие и мобильные воины, и достичь своей награды на небесах.



Коментарі

Популярні публікації