Одиночество – не мука





"Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения", - сказал в одном из своих произведений Антуан де Сент-Экзюпери. И с каждым новым годом человечество все больше  чувствует правдивость этих слов. Статистика кричит о возрастающих цифрах одиноких людей, имеющих доступ к любой точке мира, но не имеющих живого прикосновения душ. Эпидемию одиночества в мире называют болезнью ХХI века. Люди попали в собственноручно сплетенные сети, забегавшись в неистовом ритме жизни, утонув в сотнях телефонных звонков, срубленные под корень усталостью и апатией. Иногда мы осознанно ищем уединения, но часто одиночество навязывается нам само, позабыв о правилах этикета, не спрашивая разрешения войти в наши дни. Есть те, кто боятся тишины, боятся остаться наедине со своими мыслями при свете угасающего огня – для таковых одиночество не что иное, как мука. Но существует род, который умеет ценить мгновения разобщенности, находя в них новые неизведанные миры, наполненные близостью Бога.

В одиночестве есть своя прелесть. Тебе не нужны спутники, чтобы бежать наперегонки с ветром по теплому солнечному берегу. И прекрасно пройтись босиком по никем не измятой зеленой траве, срывая желтые одуванчики и вплетая их в живой венок. Тишина. Пение птиц. Танцы листьев. И Господа лучше всего встречать тет-а-тет. Бродя самому, можно отыскать настоящие сокровища. Я более чем уверена, что Бог часто использует одиночество в роли Своего инструмента. Многие мужи веры испытали его резец на своем сердце. Не думай, что ты его избежишь, если уже оно тебя не настигло.

Давид знал одиночество в лицо, и мог бы нарисовать его портрет с натуры для будущих поколений. Вряд ли кто-то отобразил бы красивее и болезненнее чувство оставленности людьми:

"Я забыт в сердцах, как мертвый;
я - как сосуд разбитый…" (Пс.30:13)

"Призри на меня и помилуй меня,
ибо я одинок и угнетен." (Пс.24:16)

Если ты следил за письмами Павла, то не мог не заметить, как часто он говорит о людях, бросивших его: "…все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген " (2Тим.1:15), "Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию" (2Тим.4:10). Но всякий раз, оставленный близкими, он приобретал больше, чем терял, приближаясь к Богу.

"При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили.
Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня" (2Тим.4:16,17)

Что говорить о смертных людях, если Сам Христос был брошен теми, которые обещали верность и преданность доконца! Но и Он знал, что никогда не будет один, потому что рядом есть Отец.

"Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою [сторону]
и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною." (Иоан.16:32)

"Тогда, оставив Его, все бежали." (Мар.14:50)

Как ты уже понял, не моя цель избавить тебя от тоски оставленности, а наоборот же – я хочу помочь тебе увидеть красоту разобщенности, пережитую вместе с Господом. Итак, переживая одиночество:

1. Научись мыслить, анализируя

"Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй:
то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог
сказать против Него." (Еккл.7:14)

Порой мы в своей тоске, отверженности и безысходности виним Бога, вместо того, чтобы оценить внешние и внутренние факторы, ставшие причиной ситуации. Соломон призывает нас всегда размышлять – как в добрые дни, так и в злые. Но все мы прекрасно понимаем, что в трудные минуты человеческое сердце, оголенное ветром проблем, более восприимчиво к высоким раздумьям. Так почему же тогда не использовать одиночество как повод углубиться в важное? Люди делают ошибку, когда пытаются отвлечь себя от тихих монологов с небом, хватаясь за пульт, мышку, телефон или книгу. Проблема-то никуда не девается. Вместо того чтобы взять лопату и копать в глубину, достигая сокровищ, рука тянется к временному "избавителю", так и не удосужившись "вникнуть в себя и в учение", сравнить, сопоставить, подвести итог, чтобы оказаться достойным.

2. Фокусируйся на Боге, а не на себе

"Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы
оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих
убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее." (3Цар.19:10)

Не жалей себя – вот главное и краткое правило эффективного одиночества. Убери центр Вселенной со своей персоны, иначе это станет трамплином к следующей стадии – депрессии. Каждая ситуации в твоей жизни говорит не о тебе, а о Боге, и всё сводится к Его славе. Когда подобные мысли приходят в мою голову – я сразу напоминаю себе, что моя жизнь – не моя. С тех самых пор, как я отдала ее в руки Бога, Он - центральный Герой моего бытия, и мои чувства не так важны, главное – жить в рамках Его воли. И, если в этот момент в Его воле оградить меня от людей, тогда я покорно приму это.

Помысли, каков Божий план в твоем одиночестве? Возможно, Он забрал тебя от мира, чтобы поговорить лицом к лицу, показать тебе то, что ты упустил, научить тебя новому, дать отдых или зарядить новыми силами. Для Илии, который жаловался и скорбел под давкой Иезавели, уединение как раз и было средством покоя, восстановления и подготовки к будущей странице служения – всё для Божьей славы. Не так ли у тебя?

3. Пей одиночество "дозами"

"И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться
наедине; и вечером оставался там один." (Матф.14:23)

История говорит, что Митридат VI - Понтийский царь - опасаясь быть отравленным, систематически принимал яд маленькими дозами, и тем самым как бы "привыкал" к действию отравы. Так поступали многие правители (особенно в Испании и Франции): с самого детства отпрыскам знати прививали иммунитет - кончик иглы окунался в яд и затем в жидкость, которую они выпивали. Одиночество не сможет тебя убить, если ты добровольно будешь пить его "дозами". Да, и вообще – не думай, что оно способно лишить тебя жизни. Христос дал нам чудесный пример Своими частыми встречами с Отцом в уединенных местах. Он никогда не воспринимал одиночество как муку, скорее – как ценную возможность укрепиться молитвой и общением с Богом. После знойных дней, наполненных движением и толпами людей, Он часто жертвовал Своим ночным отдыхом, чтобы отрешиться от всех и всего, опустить тяжелый груз у ног Вседержителя. Такие уединения были хорошей привычкой Христа. Я знаю брата, который раз в месяц один уходит в горы, чтобы упорядочить свои мысли и напитаться Богом в тишине. Наверняка, не у каждого из нас есть возможность, оставив все, отлучиться на необитаемый клочок земли, но уверена, у каждого есть укромный уголок для личных бесед с небом. Полезно ставить мир "на паузу", уходить подальше от важного, чтобы уделить время САМОМУ важному. Такие моменты будут служить нам "прививкой" от многих духовных болезней.

4. "Выжми" из одиночества все ценное

"в тишине и уповании крепость ваша…" (Ис.30:15)

С одиночеством легко подружиться. Если его не воспринимать как врага, многое в жизни может измениться. Может, я покажусь вам странной, но находясь долго в окружении людей, у меня происходит "духовная ломка". Я ищу взглядом какой-то угол или комнату, где смогу остаться одна и "причесать" свою душу, распутать нити мыслей и восстановить словесный баланс. Я люблю одиночество и его щедрые руки. Когда мы остаемся с ним наедине, рождаются святые мысли, которые впоследствии заворачиваются в стихи, прозу, статьи. Я не могу влюбить тебя в него, но могу рассказать о нашей взаимной любви.

Наедине

Душа моя, побудь в тиши,
Уйди от всех, укройся где-то.
Когда услышишь шепот ветра -
Остановись и не спеши.
Не бойся быть совсем одной,
Ведь одиночество - не мука,
И не постигнет тебя скука,
Когда Сам Бог вблизи с тобой.
Безмолвие порой так нужно,
Чтоб Его сердца стук ловить,
И бережно его хранить
В благоговении послушном.
Душа моя, побудь в тиши.
Цени моменты откровений,
Они важней других мгновений.
Бог рядом - только Им дыши...



Коментарі

Популярні публікації