Люди на штативах


или духовная жизнь без личных убеждений

Викторианская эпоха оставила очень интересный след в ходе истории. Смесь рациональности, чопорности, формализма и странностей того времени порой захватывает, но иногда очень сильно удивляет. Как-то я наткнулась на собрание фотографий людей, живших в те давние годы. Ничего особенного на первый взгляд: монохромные снимки, старые наряды, дети, взрослые, но комментарии, оставленные под этими фото, слегка меня шокировали. Как оказалось, эта была тематическая сводка фотожанра "post mortem" - посмертной фотографии, появившейся в XIX веке. Историки считают, что в то время услуги фотографа стоили очень дорого, и не многие могли позволить себе такую роскошь при жизни. И только смерть и желание сделать в последний раз что-то значимое, связанное с близким человеком, заставляли их раскошелиться на фотографию. Ещё одна причина такой необычной моды – "культ смерти", существовавший в ту эпоху. Начало этому культу положила сама королева Виктория, которая после смерти в 1861 году своего супруга принца Альберта так и не сняла траур. Суть этого фотожанра заключалась в том, чтобы запечатлеть мертвого человека максимально походящим на живого. У фотографов для этого было немало приспособлений. Так, например, использовался специальный штатив, который устанавливался за спиной усопшего и позволял зафиксировать его в состоянии стоя. Именно по наличию малозаметных следов этого устройства на снимках в некоторых случаях только и можно определить, что на фото мёртвый человек. Особо впечатлительным смотреть не советую, но интересующиеся могут найти эти кадры, введя в поисковике "фотографии post mortem". Эта странная мода прошлого навевает мысли, что "люди на штативах" существуют и сегодня. Если бы меня спросили, кто эти люди, я бы сказала, что это - христиане без личных убеждений.

"Семи лет [был] Иоас, когда воцарился, и сорок лет царствовал в Иерусалиме;
имя матери его Цивья из Вирсавии. И делал Иоас угодное в очах Господних
во все дни Иодая священника." 2Пар.24:1,2

Во время дворцовых переворотов Иудейского царства было убито много людей царского рода.  Маленькому Иоасу очень повезло остаться в живых в то время, как все царское племя дома Иудина было истреблено сначала военачальником Ииуем, а потом и Гофолией - его родной бабкой, которая боялась остаться без власти в государстве. Малыша спасла тетка, скрыв его вместе с кормилицей от посланных убийц. Мальчик рос в храме под опекой тети и её мужа – священника Иодая – шесть лет, пока не настало время его воцарения. Писание дает характеристику всей его жизни, вмещая всё в одну короткую фразу – "делал Иоас угодное в очах Господних во все дни Иодая священника". Изучая его деяния в книгах Царств и Паралипоменон, можно увидеть, что Иоас и вправду был активным реформатором Иудеи: одной из главных его заслуг было то, что он поставил ящик для пожертвований в храме, побуждая давать деньги на реконструкцию храма, и в итоге – провел работы обновления дома Божьего. Написано, что он слушался наставлений и советов священника Иодая во всем, так, что тот даже выбрал для него жен. Бог даровал Иодаю аж сто тридцать лет плодоносной жизни, вероятно для того, чтобы он оказывал благочестивое влияние на молодого царя. Но, когда отмеренный Богом земной срок священника закончился и он умер, Иоас вошел в новую эпоху своего бытия, далеко не светлую эпоху.

"Но по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились царю;
тогда царь стал слушаться их. И оставили дом Господа Бога отцов своих
и стали служить деревам [посвященным] и идолам, - и был гнев [Господень]
на Иуду и Иерусалим за сию вину их. И Он посылал к ним пророков для
обращения их к Господу, и они увещевали их, но те не слушали." 2Пар.24:17-19

Как быстро изменился послушный Иоас, как быстро перешел он от угождения Богу к позорному идолопоклонству! Для него оказалось слишком легко оставить благочестивые поучения своего воспитателя и наставника и променять их на льстивые слова испорченных князей. Как так получается, что верующие люди, наставляемые в истине годами, так быстро отрекаются от нее?  Все очень просто – эта истина не укоренилась  их сердцах, они всего лишь следовали правильной инструкции, которая так и не стала их личным убеждением. Наверное, мы не раз встречали таких людей, может даже росли с ними, вместе принимали крещение, вместе служили. Имея хороших, уважаемых наставников, они стояли, но, как оказалось, – их опорой были штативы, а не Дух жизни. Исполняя порученные дела, и порой сами впечатленные чьим-то примером, проявляли инициативу в деле Божьем и казались живыми, но в какой-то момент открылось, что такие "христиане" просто подпираются штативом – убери его, и мертвое тело упадет на землю…

"так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд:
знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв." Откр.3:1

Можно прослушать сотни проповедей, знать наизусть Библию, быть церковным активистом, нести пять служений одновременно, подписываться на богословские курсы и творить прочие христианские дела, но, если правильные слова не станут нашими личными убеждениями, тогда мы стоим, всего лишь благодаря подпорке. Верить в Бога – это не просто знать факты о Нём, и уметь ними оперировать, это значит - пережить их на собственной "шкуре", впитать каждой клеткой своего тела, так чтобы они "прошили" всё нутро, и уже не смогли отделиться от твоего естества. Человек без убеждений является просто растением, существом, колеблемым ветрами инакомыслия.  Царь Иоас служит нам в этом уроком. Конец его жизни оказался плачевным. Сын священника Иодая не угодил Иоасу, потому что, исполненный Духа Божия, обличал его пред народом за грех идолопоклонства. Как и следовало ожидать, Захария был убит. Спустя год Бог отомстил за смерть Своего слуги и за то, что Иоас не вспомнил и не почтил благодеяний отца Захарии - Иодая, укоренившись  в своем отступничестве. Против царя был составлен заговор - и он был убит.

Человек без личных духовных убеждений, основанных на истине Божьего слова  – только носит имя христианина. Без подпирающих штативов ему вряд ли удастся устоять. Но это не будет продолжаться всегда, ведь последствия "post mortem" дают о себе знать и по виду, и по греховному зловонию. Давай переосмыслим свою жизнь, чтобы нам не оказаться "людьми на штативах". 


Коментарі

Популярні публікації