Море волнуется - раз, море волнуется – два…


"То поднимаемся, то падаем,
В сомнениях топясь…"

Иван Айвазовский по праву считается лучшим маринистом мира. В общей сложности художник написал около 6 тысяч работ. Большая часть из них – картины моря. Бесспорно, в XIX веке, да, возможно и в ХХ, не было лучшего  мастера писать воду, воздух и огонь, чем феодосиец Айвазовский. Его работы до сих пор продаются на всемирно известных аукционах за миллионы долларов и фунтов стерлингов. Картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин». На ней изображен рассвет после бурной ночи. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за падающего с нее своего товарища. Им ежеминутно угрожает гибель среди обрушивающихся на них валов, но они не теряют надежды на спасение. "Девятый вал" обязана распространенному мнению, будто бы каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и страшным, превосходящим все другие.

Иван Айвазовский и Иаков, брат Христа, никогда не были знакомы; но, если первый рисовал море, то второй – писал о нем в своем послании. Будучи простым рыбаком, Иаков, видел море каждый день, он наблюдал за ним, пока оно не стало частью его. «Писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры, – утверждал Айвазовский. – Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта…». Он был прав. Море нельзя поставить на паузу, и запечатлеть его с натуры. Волны - непостоянны и обманчивы. Гонимые ветром, они полностью зависят от него, у них нет ни постоянного направления, ни силы противостоять стихии. Иаков очень хорошо знал об этом, когда говорил о волнах в своем послании.

"Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога,
дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да
просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся
подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой." (Иак.1:5,6)

Нам хорошо знакомы эти слова. Но мы упускаем из виду контекст, в котором они были сказаны. В первых стихах этой главы Иаков сразу же приступает к ободрению верующих посреди испытаний. В рамках этой мысли он учит их как нужно относиться к жизненным трудностям, ниспосылаемым для укрепления нашей веры. Часто нам не хватает терпения в этом процессе, поэтому Иаков дает нам совет – просите мудрости у Бога! Господь всегда готов раскрыть Свою ладонь и одарить нас порцией мудрости для подкрепления в конкретной нужде или для преодоления новой проблемы. Но не всегда мы ее получаем. Как же так? Неужели тут противоречие – Бог обещает дать и не дает? Вовсе нет. Если мы не получаем мудрость свыше, то проблема заключается только в нас самих. И именно в этом Иаков и пытался нас предостеречь, говоря о волнах.

Я не обладаю искусством Айвазовского, но попробую описать два основных сомнения, которые не позволяют нам получить обещанное.

1. Мы сомневаемся, что Бог даст нам мудрость в испытании

Мы верим в Бога, но нас одолевают сомнения, что Он пошлет нам то, что обещал. В самом разгаре наших жизненных переживаний приходит мысль: "подлинно ли сказал Бог?". Мы можем сто раз молиться о своей проблеме, но внутри нас гложет сомнение, что Он ответит на эту молитву. Эти двоящиеся думы делают нас похожими на театр одного актера, который меняет маски. Никакой определённости, никакой стабильности. Чуть позже Иаков пишет важную истину – Бог посылает нам только доброе, потому что Он добр, и в Нем нет изменения. Его слово, сказанное однажды, воплотиться в жизнь.

"Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше,
от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены." (Иак.1:17)

Сомнения в Слове Бога посеяны дьяволом. Но, если мы имеем близкое общение с Ним, тогда просто невозможно не заметить, как Бог всякий день воплощает Свои обещания в нашей жизни. Его забота о нас не призрачная, она видима в каждом шаге и в каждом вдохе. Только невежда не способен заметить это. Бог исполняет Свое слово не из-за нас, а ради Самого Себя. Поэтому не стоит сомневаться в Его верности. Стоит задуматься о твоей доверии Ему.

2. Мы сомневаемся, что Божья мудрость - лучше нашей

Сколько раз зная, как должно поступать по Писанию в той или иной ситуации, мы избирали свой лично придуманный вариант действий, и попадали в капкан собственного выбора! Но, даже оказавшись там, мало кто понимает, что усугубление проблемы происходит не из-за небесного наказания, оно – логичный результат осознанного своеволия. Наши пути, наши опции и решения иногда кажутся лучшими и действенными, нежели Божьи. Такие итоги ведут к большому горю. Испорченный грехом человеческий ум способен на многие изобретения, потому что Божья воля редко совпадает с нашим личным комфортом. Нам не очень хочется прощать ближнего, умалять себя, подчиняясь властям, жертвовать любимыми вещами ради исполнения Господних повелений.  Признайся себе, сколько раз ты молился, страшась, что Божий ответ тебя не устроит или пойдет в разрез с твоими планами? Думаю, каждый из нас это переживал. Такие мысли оскорбляют Бога, унижают Его. Как думаешь, почему Соломон так угодил Богу, прося мудрости? Не потому ли, что такая просьба превознесла Бога и умалила важность персоны молодого царя? Богу приятно видеть, как мы понимаем свое истинное положение, наше смирение и полное упование на Его совет и помощь. Подросток, отвергающий родительский опыт, проявляет самоуверенность и неуважение, так же, как и мы выказываем свою глупость и эгоистичность, сомневаясь в Божьей мудрости.

"О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!
Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь." (Рим.11:33-36)

Иаков пишет, что "человек-волна" никогда не получит от Бога просимое. И причин этому множество: такой сомневается в Боге, в Его слове, проявляет самоуверенность и неверие. Как результат, вместо успешного преодоления испытания с дарованной Божьей мудростью, сомневающийся окажется под влиянием внешних обстоятельств, и будет такой же изменчивый, как и его ветреные советники.

Самая знаменитая картина Айвазовского изображает шторм. Посреди него утопающим не за что ухватиться, поэтому они хватаются за ветер и обломки, носимые этим же ветром. У нас же с тобой есть за что держаться, и где искать опору! Если ты хочешь быть блаженным в преодолении жизненных трудностей, воспользуйся советом Иакова, проси мудрости у Господа, нимало не сомневаясь. А, если ты до сих пор колеблешься, посмотри на "Девятый вал" Айвазовского. Говорят, никому не удавалось нарисовать волны лучше него. Приглядись поближе, может, в  утопающих тебе удастся разглядеть свой портрет…

"и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите." (Матф.21:22)




Коментарі

Популярні публікації