Мои мысли, мои скакуны!..




Бывало ли у вас такое состояние, когда ваши мысли, казалось, гудят целым роем в голове, заглушая все вокруг? Как будто вы нырнули в бассейн, наполненный не водой, а разнообразием всяческих идей, планов, забот, которые так и стараются озадачить вас своей навязчивостью?.. Умоляю, скажите хоть кто-нибудь «Да», а то мне уже становится страшно… Может быть, на этом этапе мало кто сможет меня понять, но если копнуть глубже – сразу же найдётся пара-тройка «соратников» в этой тяжелой битве, которая продолжается у каждого человека на протяжении жизни.

Дело в том, что наши мысли – это наши первые и самые близкие враги: они могут нас в миг доставить к подножию креста, а могут зациклиться на откровенной рекламе. Они могут перенести нас в Эдемский сад, а через секунду жечь изнутри обидой или завистью… В атмосфере благоговения мы можем направлять свои думы в правильное русло, а вернувшись к обыденным делам, снова будем презирать себя за то, что эта тоненькая ниточка сильно и мощно тянет нас ко греху. Апостол Иаков говорит, что «кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (3:2). Но если бы у меня была возможность добавить к этому стиху несколько слов – я бы сказала, что совершенен и тот, кто может обуздать и свои мысли, потому что слова и действия – это уже результат наших дум.
К этой теме меня привела вереница томных лейтмотивов о том, что львиную долю времени мы оставляем для раздумий о себе, о своей значимости и сути. Но об этом ли должен размышлять верующий человек? Писание неоднократно призывает нас помышлять о горнем (Кол. 3:2), об истине,  справедливости, чистоте, добродетели (Филп.4:8), быть единомысленными с братьями и сестрами во Христе (Филп. 2:2) и т.д. Суммировав все эти наставления, можем сделать вывод, что Бог призывает нас обуздывать свое мышление, направляя его потоки в нужное русло. «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Притчи 20:5).

«По данной мне благодати, всякому из вас говорю:
не думайте о себе более, нежели должно думать;
но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». (Рим. 12:3).

В этом стихе Павел призывает нас дать себе взвешенную, правдивую, реальную оценку себя, своих дарований, своих способностей своего положения в Божьих очах. И он также предупреждает нас этими словами о том, что все мы имеем склонность думать о себе неправильно. «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы»  (1Коринфянам 11:31). У нас есть такая склонность – находить оправдание себе, думать о себе лучше, нежели мы есть на самом деле.

Верующий человек может попасть в ловушку оценивания себя на основании мирского мышления, а этого быть не должно. Мы можем видеть ясные различия Божьего и греховного мышления:
Библия говорит нам – люби Бога и ближнего, мир говорит нам – люби себя;
Писание говорит – заботься о других, мир  говорит – заботься о себе;
Господь учит быть смиренным, а мир говорит – почитай себя;
Бог говорит – нет праведного ни одного, мир говорит – ты хороший человек;
Библия говорит что сердце мое лукаво, а мир учит верить в себя;
Библия говорит – живи по Духу, а мир призывает поступать по своим желаниям и вожделениям;
Бог призывает отвергнуть себя, а мир говорит – найди себя.

Эти противоположности можно называть еще очень долго, но главное, чтобы мы увидели здесь суть мирского понимания себя и Божьего взгляда на человека. Все эти уловки мира направлены на то, чтобы возгревать в нас нашу гордость -  этого паразита, который в самом начале разделил человека с Богом, оставив на границах нашего разума мысли о том, что мы что-то значим в этом мире. Но «дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Псалтирь 102:15,16). В сущности это есть проявление нашей греховной природы – человек любит думать о том, что он что-то значит и что-то решает…  

Обычно самооценку определяют как осознание и восприятие своих ценностей на основании своих возможностей, способностей, достижений, статуса, положения… И, к сожалению, многие христиане так и оценивают себя – как я выгляжу, что я имею, какое положение я занимаю, что обо мне думают другие… и вот на основании этих рассуждений и строится их самооценка. Такого рода размышления ведут человека либо к мыслям о независимости, самодостаточности, самомнению либо к обиде, к огорчению, самокопанию…и все это в сущности приводит к самопочитанию, к самопоклонению, опять возвращает нас к тому откуда мы начали. Многие могут жаловаться на заниженную самооценку, но на самом деле это означает, что осознание нами себя самодостаточными людьми сводится до того что мы сделали, что мы имеем и чего мы достигли в жизни. Если посмотреть на это через призму Писания, то даже заниженная самооценка является признаком гордости: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Галатам 6:3). Такие люди желают обратить на себя внимание посредством того, чтобы другие сочувствовали им, обращали внимание, говорили лесные слова… чтобы наше «Я» было в центре внимания. Но это всего лишь иная сторона выражения гордыни. Поэтому ложная скромность не менее опасна чем очевидное высокомерие. Мы знаем что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иакова 4:6).

Самооценка христианина должна лишь фокусироваться на том кто мы есть во Христе и что сделал Христос для нас. Мы становимся великими не потому, что приложили к этому достаточно усилий, а потому, что Христос искупил нас, оправдал, посадил во славу и дал нам великое поручение проповедовать Евангелие.

В Римлянам 12:3 «..но думайте скромно..» Павел призывает нас думать о себе «скромно» - как это? Буквально эта фраза означает «быть в здравом уме», иметь чувство меры, не переходить через границу. Это будет выражаться в том, что я буду понимать что я - искупленный грешник, которого Бог возлюбил, во-вторых – я буду знать свои дарования и в-третьих – я буду знать свои ограничения и возможности. Интересно, что даже древние греки считали добродетелью иметь сдержанное восприятие себя, иметь благоразумное мышление в отношении себя.

В Римлянам 12:3 «..по мере веры..» апостол показывает веру как некое действие, которое смотрит не на себя, а на Христа. Вера учит нас зависимости и доверию Господу. Когда вера стоит перед зеркалом – она перестает видеть себя, она на самом деле видит в отражении Самого Творца. «..и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Галатам 2:20). И поэтому Христос становится нашим стандартом, нашим мерилом поведения. И наш обновленный ум, который раньше был сконцентрированный на наших планах, желаниях, интересах… который пытался меня убеждать что я самый важный, значимый и ценный сегодня смотрит на Христа и видит в Нем самую важную ценность.

Если мы обратим внимание на то, чем заняты наши мысли в свободное время – мы сможем найти очаг нашего вдохновения или источник греха. Проведите маленький эксперимент и проанализируйте: размышляете ли вы о горнем, о Боге, о Его жертве в то время, когда вольны думать о чем угодно? Или же вновь возвращаетесь к самоанализу, своей значимости, своему «Я», которое пускает новые и новые метастазы греха в ваше сердце? Пока мы не отвергнем себя – мы никогда не сможем увидеть то, как нас оценивает Христос. Ведь лишь Его мнение, по сути, важно! Мы должны беспокоиться лишь о том чего мы достигли в Его славе! Кто-то сказал: «...у креста мы сдуваемся до истинных размеров». Наше самомнение может быть раздуто до небес, но лишь мера нашей веры покажет то, кем мы есть на самом деле.     
Дина

Коментарі

Популярні публікації