О ЖИЗНИ ПОД РАСКАЛЕННЫМИ СТРЕЛАМИ


январь 2023, война

За одну ходку из салона машины к ее багажнику брат водитель мог взять только два бронежилета, так они были тяжелы. Я попробовала поднять один – и меня потянуло к земле. Оставила это дело ему, внутренне надеясь, что нам, все же, не придется их надевать.

Это была наша первая поездка в деоккупированную зону, так близко к активным военным действиям. Было видно, как братья переживают, что в этот раз везут так много людей: они-то уже бывалые, а мы "зеленые" в этих краях. Нас взяли провести рождественскую программу для детей и молодежи в двух городах – ехали две команды и несколько грузовиков с гуманитарной помощью.

Дорога протяжностью 12 часов оказалась не тяжелой, хотя беседы слышались только на передних сиденьях, остальные же молчали. Я молилась о том, чтобы мы оказались пригодными для служения местным людям, чтобы родные не узнали, как близко мы от фронта и, чтобы Господь защитил от раскаленных стрел, как духовных, так и физических.

Ближе к пункту назначения, нам стали открываться новые глазу картины – опустевшие руины некогда оживлённых городов. Братья рассказывали о тех или иных улицах, разрушенных домах и зданиях истории, которым бы мы еще год назад не поверили, а теперь внимали почти бездыханно. "Здесь после отступления почти вся дорога была устлана телами русских солдат. Этот мост подорвали наши. Рядом дом верующего брата, он говорил, что первый раз самолет летел так низко, что ему удалось разглядеть лицо пилота, а тот вдруг понял, что тут есть живые люди, поэтому пошел на второй заход, дав ему возможность укрыться, а потом только подорвал мост. Мы ему крышу потом помогали делать на зиму, всю раздробило… А вот перекресток перед православной церковью, от которой остались нынче одни руины, где был танковый бой и погибло много ребят…" Я сидела и думала, что каждое "тело" – это чей-то сын, муж, отец, брат. Неважно откуда он был, из какой страны, но он был, существовал, жил! В каждом теле была душа с целым букетом чувств и переживаний. В каждом теле был дух, вечный дух, которого любил Бог так сильно, чтобы отдать за него Своего Сына на смерть. А теперь это просто "единица" в чьем-то журнале статистики…

Встретили нас с уставшей улыбкой, только их усталость отличается от нашей – наша должна была пройти через пару часов сна, их же – длится уже на протяжении долгих месяцев, и ей пока не видно конца. Семья Сергея и Татьяны с дочерью Викторией взяла на себя почти всю работу в церкви после деоккупации, хотя до войны они были просто рядовыми членами. Один их пастор был серьезно ранен осколком, а второй остался почти на вес золота одним из немногих коммунальных работников на весь некогда 20 тысячный город. Хотя сейчас в Ковшаровке находится всего несколько тысяч населения, но работы в коммунальной сфере очень много. У кого-то нет воды из-за плохого давления в системе, у кого-то проблемы с газом или отсутствует отопление. Где-то нужно оборудовать подвалы под бомбоубежища. Эта работа не оплачивается, им сейчас не выдают зарплаты, потому рук и не хватает. Не хватает их и в церкви. Осталось чуть больше десяти человек, а стечение народа каждый день очень большое. Магазинов в городе почти нет, все продукты привозят волонтеры, работы также нет, поэтому люди рады любой поддержке.

Беда объединяет людей. В одной деревне на севере страны, которая также была под оккупацией, люди собрали 10 тонн картофеля и попросили наших братьев передать тем, кто пострадал также, как и они. Вот братья и передали картофель – от сердца к сердцу.

С некоторой частью команды служители также ездили ближе к границе, где ситуация намного критичней. Они рассказывали, как их сердце рвалось от увиденных картин. Из полуразваленных лачуг, частично без крыш, кое-как залатанных на зиму, с валявшимися рядом оборванными электрическими проводами, ковыляя выходили люди – те, кому уже некуда ехать от своей родной земли и осталось только доживать старечьи года под выстрелы. Они плакали, когда им вручали продукты и особенно благодарили за свечи и спички. Свежий хлеб они едят раз в несколько недель…

Но, помимо нужды физической, еще есть нужда духовная – она более вопиющая. Пять дней мы провели там, куда не каждый смельчак согласиться приехать. Каждую минуту слышаться взрывы – в 15 км от Ковшаровки линия фронта. Но несмотря на это многие (и даже молодые семьи) не хотят или же просто не могут уехать из родного города. Как бы ни были привычны звуки, разрывающие воздух, это место далеко от спокойствия. Но даже, если они и прекратятся, обретет ли сердце мир? Да, физическая война страшна, но страшнее её война духовная, которую человек ведет с Богом.

Мы видели людей осознавших свою зависимость и ничтожность, которые не стыдятся приходить на церковные собрания, приводить туда своих детей. Меня удивил один пожилой мужчина, которому явно было уже за 70 лет. Они пришел со своей неверующей дочерью и двумя внучками на детскую программу (видимо, уже не впервые), а затем остался и молодежное собрание. Он внимательно слушал уроки, иногда что-то спрашивал. Ему было все равно, что он пришел не в свое окружение, что вокруг малые дети, и он – уже дедушка – может быть осмеян за свое любопытство. Но его интерес был искренним, его вопросы – глубокими, а размышления оказались не просто для свидетельства, а привели его к принятию Христа в свое сердце на следующий день.

Но были и такие люди, которые даже посреди колеблющейся земли, продолжали надеяться на свои силы, не поднимая взора на небо. Это те, кто всегда стоят ВОЗЛЕ Дома молитвы, а если и переступают его порог, то только для того, чтобы взять из рук верующих продуктовый пакет, но не Евангелие. Их можно заметить по мечущемуся взгляду, который беспокойно ищет себе земного пропитания то возле одного грузовика, то возле другого. Я называю это синдромом "духовного сироты". Если вы встречали детей из приютов, то знаете, что они с малого заботятся о своих нуждах сами, пряча под подушками хлеб, отнимая игрушки у соседа, съедая двойную порцию еды. Они не уверены в своем завтра, и рассчитывают только на себя. Неспасенные люди часто напоминают мне таких детей – они не имеют возле себя любящего Небесного Отца, поэтому опираются только на свои силы, воюя со всем миром, считая, что все им обязаны, обижая даже ту руку, которая подает им хлеб.

Мне было жаль тех, кто со дня на день встречается с такими каменными лицами, кто, как сестра Вика (дочь Сергея) отдает свою любовь, а взамен получает холод. Как сильно же в этих местах не хватает посвященных служителей! Из-за раннего комендантского часа (с 18:00) нам приходилось почти засветло возвращаться в дом к принимавшей нас семье. Но это было время плодотворного общения. Воспевая христианские песни, задавая вопросы и отвечая на них, мы делились своими духовными и просто жизненными переживаниями прошедшего года. И как было приятно услышать смех – обычный человеческий смех – людей, которые живут в бесконечном стрессе. В один из моментов я подумала, а может это и было нашим главным служением здесь – ободрить уставшие сердца служителей?..

Я пытаюсь увидеть во всем происходящем Бога. Иногда Он пишет Свои уроки полупрозрачными чернилами, чтобы мы пристальней всматривались в то, что действительно ценно и важно, что порой невидимо для осуетившихся глаз. Кто-то скажет, что в этих человеческих страданиях Бога нет. А я скажу, что есть. Он не сошел с Своего престола, но, все же, Он отражается в наших слезах.

Он – в облегченной улыбке выдохшегося из сил служителя.

Его дыхание поддерживает огонь свечи в темной лачуге старушки у леса с танками.

Его ладонь снимает температуру в ранах изувеченного пастыря.

Его Дух стенает вместе с матерью, потерявшей своих детей и внуков под расстрелами.

Его сердце в том, кто решает финансово поддерживать вдову, мужа которой убило бомбой.

Он – вместо бронежилета у волонтера, который уже не может спать мирно в своей мягкой постели.

Его жизнь в каждой клетке каждого из нас, будь то мы под мирным небом или под сиренами.

"По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!" (Плач.3:22,23) И блажен тот, кто даже среди руин под раскаленными стрелами сможет узреть Лик Господа, "ибо он, как бы видя Невидимого, будет тверд." (Евр.11:27)


Екатерина Лихачева

Коментарі

  1. Я плачу от ваших слов, как дальше спать в своей безопасной кровати , когда люди так страдают. Пожалуйста напишите мне как я могу поддержать людей из этой местности о которой вы пишите, хотя бы финансово помочь служителям которые помогают там людям, 4864060k@gmail.com

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар

Популярні публікації