Сострадать правильно


Я всегда чувствовала, что слишком податлива к человеческим аргументам. Помню, как иногда в детстве, вместо того, чтобы идти домой после школы, оставалась на продленку, только потому, что меня уговаривали подруги (за что позже получала "в хвост" от мамы). Причина не в том, что я зависела от мнения людей – это точно не оно – скорее я была слишком добра, чтобы отказывать и недостаточно смела, чтобы противостоять.

Из-за этого, будучи подростком, я ввязалась в пренеприятнейшую историю между двумя грешными сторонами, каждая из которых лила мне в ладони свои слезы, а я так сильно пропиталась их проблемой и вжилась в их "шкуру", каждой свой фиброй сочувствуя, сопереживая, сострадая, что впала в состояние заторможенности и стала жить только их проблемами. Опосля они оба были отлучены от церкви, а в моей жизни началась новая веха – отчетливого понимания, что грех не оправдывается чувствами и благими побуждениями. Он всегда остается черным и порочным, даже под слоями страдальческих эмоций.

Недавно одна верующая девушка забеременела от "друга" и сказала мне в свое оправдание: "Ты не знаешь, что такое одиночество!" (ну, да, ведь у меня есть муж и 8 детей). И нашлись пожилые сестры, которые поддержали её, мол "она тоже хотела женского счастья"! Вот и приехали…

Этой зимой мне подарили книгу "Поклонение во тьме" Тимура Расулова о жизни Иова, и я впервые задумалась о том, что боль не дает права на грех, личные страдания не дают права грех и вообще ничего не дает права на грех. Но часто мы так сильно проникаемся горем человека, что оправдываем его беззаконие, даем лицензию на безбожные поступки, а то и вовсе на безбожную жизнь.

Оказывается, чтобы сострадать человеку по-библейски, нужно учиться. И это не ахи и вздохи, и не только "плач с плачущими" в колком вретище, а способности куда серьезнее.

1. СОСТРАДАТЬ ПРАВИЛЬНО – это ставить в центре Бога, а не человека.

Глядя в глаза сокрушенному горем человеку, будь то потеря близкого, предательство, болезнь, лишения или смерть, мы не должны быть парализованы его переживаниями. Да, правильно скорбеть со скорбящими, но часто именно жестокая скорбь приводит к забытью и отчуждению от Бога. Мы можем уплыть по морю слез ближнего, сами того не понимая, поддавшись его горю, оставив позади себя маяки Писания и скатившись к плотскому милосердию.

А чем плохо плотское милосердие? Тем, что оно всегда ставит интересы человека над интересами Бога, желания плоти над потребностями духа, вожделения земного над зовом вечности.

"о горнем помышляйте, а не о земном." (Кол.3:2)

2. СОСТРАДАТЬ ПРАВИЛЬНО – это воевать не с болью, а с грехом.

"Библейское милосердие видит главного врага не в боли, а в грехе. Сопереживая боли, оно предлагает только такую помощь, которая не противоречит заповедям Господа. Библейское сострадание плачет с плачущими, но не потакает греху, какими бы слезами он ни сопровождался… Душепопечитель понимает, что когда христианин научится страшиться греха больше, чем страданий, тогда можно будет с уверенностью сказать, что в нем наконец отобразился Христос. Встречаясь со своей или чужой болью, дети Божьи должны перенимать отношение Христа." Т. Расулов.

"Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов." (Гал.6:1,2)

Носить бремена друг друга значит брать на себя то неудобство, которое мешает идти моему брату. Но, делая это, я и себя лишаю комфорта. Проще поплакать с человеком и остаться хорошим в его глазах, чем обличить его, проведя против шерсти. Но борьба с грехом, окутанная любовью к душе, - является неотъемлемой частью исполнения закона Христа. Сострадание – это, ведь, не только утешение, но (если нужно) и исправление, в духе кротости, не ставящее себя выше и не делающее лишних умозаключений от имени Бога на тему "отчего все так" и "почему это пришло в твою жизнь".

3. СОСТРАДАТЬ ПРАВИЛЬНО – это не позволить эмоциям взять верх над истиной.

Сейчас по интернету гуляют заметки о том, что проклинать людей – абсолютно библейская практика, основанная на примере псалмов Давида, что ненавидеть врага и желать ему смерти тоже очень оправданная премудрость, и тому подобные вещи. Человеческая испорченность, желающая оправдать свои чувства, готова бить по голове Библией, но это не что иное, как эмоциональные выдумки.

Чувства не наш господин, они – рабы, которым никак нельзя позволить торжествовать, потому что они слишком изменчивы и гнусны, чтобы диктовать нам, как поступать. Сегодня мы счастливы и читаем Писание по одному, завтра мы обижены – и наше прочтение смыкается на ином толковании. Представьте на миг, что было бы, если бы мы давали волю своим плотским чувствам всякий раз, когда видим страдания? Мы бы позволили незамужней девушке, скорбящей о смертельном одиночестве, пустится в омут своих грешных вожделений. Мы бы давали развод всякому женатому мужчине, встретившему в лице своей сотрудницы "единственную любовь жизни". Мы бы позволяли обиженным детям давать сдачи на игровой площадке и никогда не делиться вкусной конфетой с другими. Разрешали бы закомплексованной подруге заедать свои страхи 101 пончиком, а незакомлексованной идти и мстить за злую шутку, которую распустили в сетях. Иов бы послушал жену, Авигея бы споспешествовала воинам в кончине Навала, Давид бы пронзил Саула еще в первый год своих скитаний, а Иосиф смотрел на мучительную голодную смерть своих братьев-предателей.

Мы бы руководились тем, что есть временное и легкое, вместо того, чтобы следовать Писанию, которое убеждает нас в ином – держаться истины, которая часто действительно трудновыполнима, но результат её вечен и приятен Господу.

"поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти…" (Гал.5:16,17)

---

Нынче вокруг нас стало больше горя, чем было раньше на нашем веку. Мы окружены плачущими, да и сами порой глотаем соль. Но нет такого события в жизни, которым мы бы могли оправдать небиблейское мышление, земную философию. Горе не должно притуплять чуткость нашего духа, веру в благость нашего Спасителя, надежду на Его мудрый план. Даже, когда нет фактов, за которые можно было бы зацепиться, у нас всегда есть Его Слово – повторяющее вновь и вновь, что нет такой проблемы, которая не подвластна Небесному Отцу. Есть время для плача, но плач тоже должен быть правильным. Есть время для горя, но оно не должно умалять Бога. Хорошо, когда рядом окажутся утешители, верные Писанию, готовые не дать нам захлебнуться в разочаровании и контуженных мыслях. Но лучше, когда мы сами окажемся утешителями, умеющими сострадать правильно.

Автор Екатерина Лихачева

Коментарі

  1. Анонім23.07.22, 15:33

    Слава Богу!!! За этот сосуд , через который говорит Дух Святой ! Это и обличение, и наставление, и вразумляет ...
    Да благословит тебя Господь и дальше употреблять тебя как свой сосуд. Любим тебя сестричка

    ВідповістиВидалити
  2. Анонім26.07.22, 20:15

    Очень актуальная тема на сегодняшний день. Этот мир движется к своему концу. Войны, брат на брата, дети на родителей, родители на детей, голод, эпидемии, природные катаклизмы, Иисус предупреждал об этом и это будет, и мы не можем этого изменить. Близится жатва.Но именно эти ситуации и проявляют разницу между плевелами и пшеницей. Ведь на начальном этапе даже ангелы не могут разобратся кто есть кто, а перед жатвой становится все очевидно. Пшеница под тяжестью плодов склоняет свою голову. И это плоды Духа, " Галатам 5 " и склоняется в смирении перед Господом. Очень важно, что не перед людьми, а перед Господом, перед Его Словом. А плевелы, в своей гордости, стоят прямо, потому что пусты. Дела плоти " Галатам 5 ". И если у пшеницы колоски золотого цвета, то у плевелы черного цвета, аналогии напрашиваются сами и конечно же, очень легко различить. Да, мы не имеем права судить. Есть один Законодатель и Судья, даже Иисус не осудил женщину взятую в прелюбодеянии, но Он сказал ей очень важные слова. " Иди и больше не греши " Другими словами Он предупредил ее о смерти, ведь наказание за грех, смерть. И самое важное, несмотря на милосердие, Он назвал грех грехом и предупредил Он не о физической смерти, а о духовной. Это когда не найдут человека записаным в книге ЖИЗНИ. Сейчас много различных учений о благодати, и это правильно, потому что без Божьей благодати не выжил бы никто. Но некоторые путают благодать со вседозволеностью, забывая об этих стихах. " Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно (добровольно) грешим, то не остается более жертвы за грехи, Но некоторое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. " Евр.9 : 26,27. Конечно мы все грешим, но что такое добровольный грех. Это когда мы вместо раскаяния оправдываем свой, или ЧУЖОЙ грех различными обстоятельствами, особенно если мы сознательно грешим думая, что Господь закроет на это глаза, потому что мы делаем что то хорошее или несем какое то служение. Так что, полностью поддерживаю Автора в ее рассуждениях

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Спасибо за Ваш комментарий!

      Видалити
    2. Мария17.08.22, 06:52

      Катюша, я удивляюсь снова и снова, насколько схожи процессы твоей и моей души. Зеркально. Огромное спасибо, что делишься. Я читаю тебя, когда хочу понять, назвать своими именами то, как Бог меня воспитывает. И каждый раз нахожу точно то, что происходит со мной и моим окружением. Я тоже не раз думала о своей эмпатии и ее границах. Не раз ловила себя на том же самом, что вживлялась в шкуру других из самых добрых побуждений. И при этом самое тяжелое, когда теряешь свою индентичность. Размывая свои личностные границы не мудрым состраданием, приходишь в себя, когда те, ради кого ты так старался, так и ничего не поняли и все равно пошли на поводу плоти. Как отрезвляют такие ситуации! И снова Господь учит доверять Ему! Не взваливать на себя то, на что Он не дает силы и ресурсов. Как часто в жизни я надрывалась там, где Он стоял рядом и чисто так по-мужски ждал, когда же я перестану тягать мешки, а предоставлю Ему это сделать без напряга, мужественно и как истинный джентельмен. Боже мой, Ты всегда рядом, такой услужливый и тактичный, а как часто я веду себя далеко не женственно, не осмотрительно.... Катюша, читая твои посты, мне так хочется собрать их в сборник ежедневного чтения для себя и назвать его "В салоне нетленной красоты".

      Видалити
  3. Мария, мне необычайно радостно слышать, что я могу Вам послужить своими размышлениями! И еще я всякий раз убеждаюсь, что Писание продолжает быть актуальным все столетия, ведь нет ничего нового под солнцем, а все мы переживаем искушение "не иное, как человеческое", хотя можем думать, что наши битвы уникальны. Господь посылает нам нужных людей, чтобы ободрить и сказать об уже имеющейся поддержке, мудрости и понимании. Вы очень прекрасно описали и мое частое состояние пред Господом, когда взваливаешь на себя то, что Он тебе не повелевал нести. Всегда приятно иметь единомышленников! Храни Вас Господь!

    ВідповістиВидалити
  4. Анонім04.10.22, 09:34

    Драгоценная Катюша, благодарю Господа за тебя! Ты поделилась очень актуальной темой и действительно , я теперь понимаю, что многие добрые люди, попадают в ловушку человеческого сострадания.И я не исключение. Но в те моменты когда я на связи с Господом и бодрсвую, что Он хотел бы, что бы я сделала, то приходит знание, подкрепление и сила свыше, и Господь совершает Свою работу. Нам необходимо быть Его сосудами, Он готов наполнять нас когда это нужно! Он говорит,что Его бремя легко и иго не тяжело. Да поможет нам наш любящий Господь! Будь благословенна, дорогая сестричка! Ты настоящая!!!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Спасибо большое за Ваш отзыв и за пожелание! Мы все всё еще шлифуемся по дороге в небо. Пусть Бог проводит Свою работу над нами и дальше...

      Видалити

Дописати коментар

Популярні публікації