Моя хата скраю!
о личной ответственности
"Чик-чирик,
я в домике!" – кто из нас не кричал эту фразу в детстве, убегая от
ведущего игрока на площадке или во дворе? Согласитесь, такой приём был очень
удобным: если больше нет сил убегать или тебе надоело играть, просто
скрещиваешь руки и торжественно произносишь заветные слова, после которых никто
не имеет права тебя трогать. Но подобный "статус неприкосновенности"
засел где-то внутри нас со времен детских забав. Как-то мне довелось наблюдать
интересную картину: студенты христианского колледжа решали, кому выпадет
нелёгкая участь вынести мусор во время дежурства. Почти каждый
"отчирикнулся": кто-то не мог этого сделать из-за того, что был в
костюме, кому-то нужно было срочно бежать на маршрутку, а иные утверждали, что
мусорный бак далеко от колледжа, и им стыдно идти с пакетом по улице. Все-таки,
доброволец нашелся, но я еще долго думала о наших "домиках", комфорте
и жертвенности.
"Верный
в малом и во многом верен, а неверный
в
малом неверен и во многом." (Лук.16:10)
Если бы дело
касалось только мусора, тогда можно было бы упустить сию деталь. Но, по сути, именно
эта деталь часто является звеном от малого к большому: от действия – к
привычке, от привычки – к стилю жизни. Но истоки её находятся в голове, в душе,
в убеждениях. Не движемся ли мы к тому христианскому обществу, где все
"чирикают" себя в "домик", и лишь одинокие добровольцы
распахивают дверь своей души, чтобы бороться за Божье и противостать толпе, а,
возможно, даже и своим, которые находятся в "домиках"?..
Я хочу говорить о
личной ответственности, которую мы часто перекладываем на кого-то или что-то.
Мастерски делегируя свои обязанности, мы знаем, в каком направлении переводить
"стрелки". Крайний всегда пастор, после него в ТОП 10 попадают
дьяконы, проповедники, служители, муж или жена. Моя хата всегда
"скраю", если речь идет о некомфортных ситуациях, сложностях или
конфликтах. А что об этом думает Бог? Давайте
посмотрим в Библии на тех, кто не побоялся вылезть из своей "ракушки"
и в одиночку во имя Бога совершить смелый поступок, за что они были особо
выделены из общей массы Самим Господом.
1. Финеес: святая страсть
Израиль, входя в
обетованную землю, стал сливаться с местным народом. Прельстившись богами,
церемониями и стилем жизни Мадианитян, они очень быстро перешли к всё
разлагающему греху, в котором участвовали даже начальники поколений.
"И
вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим
Мадианитянку,
в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых,
когда
они плакали у входа скинии собрания. Финеес, сын Елеазара, сына
Аарона
священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку
свою
копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил
обоих
их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось
поражение
сынов Израилевых." (Чис.25:6-8)
Финеес, внук священника Аарона, знал
важность святости. Возможно, глядя сегодня на его поступок, мы ужаснемся – как
он мог убить человека?! Двух! Но Господь не просто допустил это, а еще и
похвалил его за инициативу. Такими были законы того времени – грех должен был быть
наказан физически. Конечно, такого жёсткого проявления Божьего правосудия нынче
нет (за исключением тех событий, когда Бог Сам сверхъестественным образом вмешивается
в греховную жизнь человека), но это не отменяет его принцип.
"Финеес,
сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою
от
сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил
сынов
Израилевых в ревности Моей; посему скажи: вот, Я даю ему
Мой
завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом
священства
вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем
и
заступил сынов Израилевых." (Чис.25:11-13)
За что Бог благословил Финееса? Из текста
мы видим несколько вещей: за его ревность по Господу, за смелость прекратить
грех и за заступничество (в укр. "очищение") народа. Где сегодня эта
страсть к святости, как у Финееса, готовая во имя Бога применять порой даже
радикальные меры в рамках Его закона? Где сегодня добровольцы, которые не
просто будут плакать о грехе и ждать, что он как-то минует сам собою, а возьмут
духовные копья и пойдут воевать, обличая, наставляя, разрушая, ампутируя зараженные
части? Финеес не ждал, пока их пастырь Моисей сделает что-то, он вышел из
толпы, потому что увидел собственными глазами грех. Как часто мы, ставши
очевидцем греха и не имея смелости обличить самостоятельно, прячемся от
неловкости в кусты или проходим мимо, а потом звоним служителю с фразами "ну,
пойдите, поговорите". Финеес увидел, возревновал и получил в награду
вечный завет мира, и обещание, что все его потомки будут верными служителями
перед лицом Господа.
Чему поучиться у Финееса?
1. Понимать, что Божья святость требует
посвящения
2. Ревности в исполнении своего служения
3. Убеждения "кто, если не я?"
4. Желанию оградить церковь от нечистоты
даже, если нужно применить жесткие методы
2. Авдемелех Ефиоплянин: посвященная доброта
Во времена иудейского царя Седекии
Иерусалим находился под осадой Халдеев. Пророк Иеремия, посланный Самим Богом,
говорил народу сдаться под власть оккупантов, но эти слова резали слух не
только людей, но и самого царя. Как результат, Иеремия был брошен в яму, где
его ожидала медленная смерть. Историки говорят, что "яма Малхии"
являлась оштукатуренным водоёмом, который предназначался для сбора в зимние
месяцы дождевой воды. Он был так глубок, что пророка пришлось опустить туда на
веревках. Так как в то время была продолжительная засуха, в яме, скорее всего,
не осталось ничего, кроме грязи, в которой он вполне мог захлебнуться или
умереть от голода.
"И
услышал Авдемелех Ефиоплянин, один из евнухов, находившихся в
царском доме, что Иеремию посадили в яму; а царь
сидел тогда у ворот Вениаминовых.
И вышел Авдемелех из дома царского и сказал
царю: государь мой царь! худо
сделали эти люди, так поступив с Иеремиею
пророком, которого бросили в яму;
он умрет там от голода, потому что нет более
хлеба в городе. Царь дал приказание
Авдемелеху Ефиоплянину, сказав: возьми с собою
отсюда тридцать человек и
вытащи Иеремию пророка из ямы, доколе он не
умер." (Иер.38:7-10)
Обычный слуга язычник Авдемелех проявляет
инициативу в спасении пророка! Обращение к царю на то время было делом большой
значимости: Авдемелех мог потерять не просто свою работу, но даже голову,
сказав неугодное или придя не вовремя. Царь на то время сидел у ворот - на
месте, где обычно решались городские дела – это значило, что Авдемелеху, скорее
всего, пришлось прервать его деловую встречу! А тут дело обстояло еще хуже -
все чиновники, народ, да и сам царь были настроены против Иеремии, лишь евнух
берется за него ходатайствовать. Судя по всему, во дворце не нашлось никого
другого, кто переживал за пророка и Божье дело столь сильно, что мог бы
пожертвовать собственной жизнью. Какой смельчак! Как много из нас готовы
пожертвовать работой ради помощи брату или сестре? Признаюсь, для меня это
очень смелый шаг. Для евнуха он был тоже не столь легким – его могли обвинить в
сговоре против царя, назвать перебежчиком на сторону Халдеев, предателем или
кем-то еще. Что его побуждало это сделать? Может, он просто искал
справедливости или был бескорыстным филантропом и по всему? Если бы через пару
глав Бог не вспомнил о нем, указав причину его помощи, мы бы терялись в
догадках. Но Господь выделил этого человека из толпы, потому что он сам сделал
шаг из толпы навстречу Богу и Его дивному плану по отношению к Своему народу.
"скажи
Авдемелеху Ефиоплянину: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев:
вот,
Я исполню слова Мои о городе сем во зло, а не в добро ему, и они сбудутся
в тот
день перед глазами твоими; но тебя Я избавлю в тот день, говорит Господь,
и не
будешь предан в руки людей, которых ты боишься. Я избавлю тебя, и ты не
падешь
от меча, и душа твоя останется у тебя вместо добычи, потому что ты на
Меня возложил упование, сказал Господь." (Иер.39:16-18)
Иеремия был освобождён и остался жив.
Божий пророк, переживший многое, испытал на себе не одно унижение со стороны
властей и ближних. В его жизни было не так уж много приятелей и милостивых
ближних. Но Авдемелех – никому неизвестный евнух из языческой Ефиопии –
уверовал в его слова, в слова Бога, и не побоялся рискнуть многим в своей
роскошной дворцовой жизни. Он не сказал "моя хата скраю, ничего не знаю",
не пошел вглубь дворца делать дальше свою работу, не подавил благое желание
страхом. Кого-то в Библии мы знаем по чудесам, других – по письмам, третьих –
по верности, а с этим евнухом мы знакомимся лишь из-за одного его смелого
поступка – вытащить из ямы Божьего человека.
Может, сегодня в таких грязных ямах
проблем сидят много ближних, а у нас не хватает смелости рискнуть чем-то своим,
дабы вытащить их оттуда. Авдемелех был одиночкой, но он знал, что Господь на
его стороне, потому что "возложил на Него упование". Он получил от
Него не только одобрение, но и сохранность жизни.
Чему поучиться у Авдемелеха?
1. Замечать трагедии в жизни братьев и
сестер, их духовные или физические "ямы"
2. Не бояться рисковать своим
"кровным" ради жизни или блага ближнего
3. Не просто сострадать, но и
содействовать
4. Если нужно, пойти против системы, если
ты знаешь, что система идет против Бога
2. Есфирь: мудрая красота
"Если
ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет
для
Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает,
не
для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?" (Есф.4:14)
Я не буду много писать об этой женщине, но
не упомянуть о ней вовсе было бы неправильно. История Есфири продолжительностью
в целую отдельную книгу Библии, показывает нам, что очень часто Бог дает нам
статус или положение не ради нас или наших заслуг перед Ним. Наше повышение,
успехи, таланты, дары, способности и возможности – это инструменты для приведения в действие
Его плана. Есфирь, также как и двое предыдущих героев, должна была сделать
смелый шаг из комфорта в неизвестность. Я восхищаюсь, как эта женщина мудро
использовала дарованные ей ресурсы, в том числе и свою красоту. Один неверный
шаг – и прощай статус, дворец, жизнь…
Чему поучиться у Есфири?
1. Понимать, что все возможности и
положение в обществе даны Богом и для Его целей
2. Смелость – черта, которая нужна в
служении Господу
3. Божий план все равно будет приведен в
силу, но для тебя большая честь быть среди Его исполнителей
4. Сделать шаг из толпы можно сделать
очень мудро и красиво
Думаю, что список
"служителей-одиночек" можно продолжить и дальше, но пока этого
хватит. Нам всем свойственно прятаться в свои "домики", где ничего
доброго не живет. Доброе приходит только тогда, когда эти домики открывают свои
запертые двери для Бога и людей. Украинская поговорка: "Моя хата скраю
– нічого не знаю" - популярное
убеждение многих из нас. Но порой кажется, что там – "скраю" – уже
образовались целые комфортабельные микрорайоны под названием "Нейтралитет",
"Безразличие", "Равнодушие" и "Апатия", которые
так противны Богу. И мелодия их дверных звонков уж больно похожа на звук
"Чик-чирик"…
Коментарі
Дописати коментар