Позабытые контексты



или "Святая простота"

Существует легенда, что Ян Гус, приговоренный католическим Констанцским собором к сожжению как еретик, будучи на костре, увидел то ли старушку, то ли обычную крестьянку, бросающую в огонь, принесённый ею хворост. Такое наивное простодушие вызвало у него возглас: "O sancta simplicitas!" (о санкта симплицитас), что в переводе с латинского значит — «О, святая простота!» Кто знает, правда это или нет, но фраза сия ходит по миру, выражая легковерие и доверчивость подпавших под этот статус личностей.

К сожалению, подобная наивность не обходит стороной и нас – верных христиан. Как так? - спросите вы. Отвечу: когда мы не вникаем в контекст прочитанного в Писании. Вообще-то это огромная проблема, как мне кажется, которую нужно побыстрее решать. Выдергивание фраз или стихов из контекста может привести к серьезным последствиям и к неверной теологии. Сегодня я хочу рассмотреть три стиха и связанные с ними неправильные убеждения. Контекст поможет нам разобраться в истинной сути.

1. ПРАВИЛО ТРОИХ?

"ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." (Матф.18:20)

Этот стих цитируется на карантине, наверное, чаще всех остальных: не беда, коль нас пара или тройка на собрании, Бог, ведь, с нами! Такое использование фразы Христа в подсознании пишет мелким почерком мысль, что Бог не может быть рядом, если я нахожусь в одиночестве. А её догоняет вторая мысль: а зачем нам больше людей, ежели нас трое – и Бог с нами? Давайте же просто посмотрим на КОНТЕКСТ сказанного.

Глава 18 говорит о соблазнах и о людях, которые несут эти соблазны, греша против своих ближних. Со стиха 15 Христос описывает процедуру обличения согрешившего человека, не желающего признавать свою вину первым и просить прощения. Исходя из Его слов, сначала к такому человеку нужно прийти лично и обличить его тет-а-тет, если он не послушает, взять с собой еще одного или двух свидетелей, что по закону было правомерным. Но, если и это не побудит к раскаянию согрешившего, тогда следует открыть дело всей церкви, которой и предстоит решать, как поступить с человеком.

И тут мы добрались к важным моментам. В стихе 19 написано: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного" (Матф.18:19) Есть точка зрения, что это относится не к молитве, а к двум сторонам юридического процесса. То есть – сторона нераскаявшегося грешника и сторона двух или троих свидетелей, говорящих истину. И Бог обещает быть на стороне этой благочестивой тройки! Слово "согласятся" значит - соглашаться, договариваться, быть единодушным, быть в гармонии. Таким образом, суть этих стихов вовсе не о поклонении Богу в количестве двух-трёх человек, а о конфликтном деле, относящемуся к вопросу греха. Бог находится на стороне очевидцев и свидетелей, говорящих правду. В этом их сила, привлекающая Господа на подмогу в спорном деле дисциплинарного характера: "ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." Именно такая мысль натолкнула Петра думать о вопросе прощения согрешающего против него брата. Но об этом читай самостоятельно дальше, вникая в контекст.

2. ПАДАЮЩИЙ ПРАВЕДНИК

"ибо семь раз упадет праведник, и встанет" (Прит.24:16)

Как-то собралась я написать воодушевляющий пост в Телеграм о согрешающем, но встающем праведнике. Настроилась. Придумала вступление. Открыла Библию… и все мои догмы свернулись в трубочку и поползли в мусорник.

Как думалось (и часто проповедуется), что для праведника нормально падать и вставать, и Библия даже как-то его в этом понимает, а может даже и чуток… (хм) оправдывает. Ну, что ж тут поделаешь – написано, что до семи раз можно падать, а потом уже… кто его знает? Но контекст говорит нам о другом падении. Читаем со стиха 15: "Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель." (Прит.24:15,16) Выходит, в этом случае в падении праведника виновен нечестивый, и падение это не связано с грехом первого, а только лишь с проделками второго. Яркий тому пример Даниил и сатрапы. В псалмах Давид часто вопиял о несправедливости, но получал поддержку от Господа.

"когда он будет падать, не упадет, ибо
Господь поддерживает его за руку." (Пс.36:24)

Конечно, люди остаются людьми, греша и падая, но будем осторожны – Библия не нивелирует грехи праведников, воспринимая их как должное. Но в этом случае говорит о злых умыслах нечестивых людей, предрекая исход таковых, и ободряя богобоязненных не поддаваться унынию, но ожидать помощи от Бога. Он поможет им подняться после несправедливости, а виновный впадет в погибель.
Важно вникать в контекст.

3. ВЕРА КАК МАНИПУЛЯЦИЯ

"Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом." (Евр.11:1)

Многие люди считают, что очень сильные желания со временем материализуются. К сожалению, эта идея переноситься и в христианство в некоторой мере. Написано же: верь – и ожидаемое тобою осуществится, пусть даже оно и невидимо! Но так ли это? Поможет разобраться снова-таки контекст. Помню, как я сама впервые услышала полюсную истину – и застыла в изумлении. Возможно, и тебя удивит неожиданный поворот, противоположный общепринятому.

На вопрос – а кто в этом стихе ожидает, мы по умолчанию ставим, конечно же, СЕБЯ: я ожидаю, а Бог исполняет. Но в реальности все наоборот – Бог ожидает, а я исполняю! Именно Божьи ожидания должен исполнять верующий, пусть даже не понимая до конца всех тех явлений, которые он встречает на пути. Вся глава 11 в послании к Евреям говорит нам о людях, целью жизни которых было исполнение ОЖИДАЕМОГО ГОСПОДОМ! Бог ожидал от Авеля правильную жертву – и он исполнил Божье ожидание. Енох угождал Ему своим правильным хождением, Ной послушанием в строительстве ковчега (быв уверен, что он ему пригодится, ведь даже не подозревал, что такое дождь), Авраам – в переселении в новую землю, в которой никогда не был и так далее. Эти и другие примеры говорят нам, что вера есть ничто иное, как совокупность двух аспектов – внутренней уверенности и внешних дел.

Нам всем приходиться верить в то, с чем мы не сталкивались ранее, и наш опыт помочь в этом не может. Но, проявляя послушание внутри, мы проявляем его и снаружи, осуществляя повеления Господа, которые дискомфортны нашему "я". Вера кружиться не вокруг нас, и она не средство манипуляции Богом, как некоторые пропагандируют. Хотя, конечно, в Писании есть обетования для верных и обещания ответов на их молитвы, но это никак не значит, что Богом можно управлять. Контекст 11 главы доказывает этот факт: все перечисленные в ней люди ОСУЩЕСТВЛЯЛИ ОЖИДАНИЯ БОГА, ЗАБЫВАЯ О СВОИХ СОБСТВЕННЫХ, потому и стали героями, на которых стоит равняться.


Верийцы любили проверять услышанное Писанием, за что и получили похвалу от апостола в трезвости своего ума и рассудительности. Лучше бы нам услышать себе вслед такую похвалу, нежели жалкий стон: "Ох, уж эта святая простота!"…



Коментарі

  1. На чьей стороне был Иисус,когда к нему привели женщину, обвиняемую прелюбодеяние??????

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. А с каким мотивом её привели? Читайте контекст.

      Мф.18:20 - это уже третья ступень обличения человека. И возникает вопрос - какой мотив обличать такового вообще? Только любовь. Потому что Бог всегда на стороне любви.

      Видалити
    2. К большому сожаленью мы часто играемся в праведность. Я не делаю этого и делаю то, и потому я праведнее того или этого. И этой историей с женщиной Господь вразумляет нас не превозносится друг перед другом. Ведь в Его глазах мы все на одном уровне "все согрешили... нет праведного ни одного..." И праведными, и святыми мы стали только лиш благодаря жертве Иисуса Христа на кресте. И это подарок, и мы не можем его заслужить или заработать. Ну и о контексте. Вырывание стихов из контекста присуще и автору Нового Завета. Так Мф.2:15,18 есть цытирование пророков "из Египта воззвал Я Сына Моего" но когда мы смотрим контекст там говорится о выходе еврейского народа из Египта, точно так же и с 18 стихом. Но ведь Дух Святой всегда правильно трактует писание. Поэтому, я думаю, нужно рассматривать какой либо определенный стих не только в контексте главы или послания но и всего Слова. Также мы забываем о том, что Слово Божье многогранно как алмаз. И каждому из нас Дух Святой открывает свою грань, соответственно призванию и духовному возрасту человека. Поэтому, когда мы делимся своими откровениями и размышлениями, мы обогащаем друг друга. Это как мозаика, чем больше камешков тем яснее картина. Да ведь и этот блог создан для размышлений над Словом Божьим. Всем благословений.

      Видалити
    3. Спасибо за хорошие мысли! По поводу Мф. 2:15, 18 стоит сказать, что нельзя утверждать, что они были выдернуты из контекста, так-как это совершенно другой литературный жанр. Это пророчества двойного исполнения, если можно так сказать - состоящие из двух фаз: первое исполение слов было в эпоху пророка и касалось насущной фатической проблемы или событий его времени, второе же исполнение - было отдаленным, обычно связанным с Мессией или эсхатологическими событиями. Интересно, что стих 18 вообще был еврейской пословицей, берущей свое начало с национальной трагедии.
      И еще одно. У каждого места Писания есть первоначальное значение и истина, а вот применение этой истины может быть многогранно, как уже было сказано. Если каждый будет трактовать Писание, как ему заблагорассудится, тогда это прямая дорога к ереси. Но, если, зная первоначальную истину, человек применяет её к своим жизненным обстоятельствам по-одному, а другой - по-другому, тогда это Божья благость и "тучность" Его слова, которое служит разным людям в разное время. Спасибо!

      Видалити
  2. Пророчество двойного исполнения, это можно сказать о любом стихе, вырывая его из контекста. Но я подводил совсем к другому. Друзья, кто из нас может сказать что никогда не ошибался, и кто из нас может утверждать что больше никогда не будет ошибатся. Ответ однозначен. Да и то, что раньше считалось ересью, и за что были гонимы, замучены и убиты множество наших братьев и сестер, сегодня это нормальая церковная практика. Пример, та же Варфоломеевская ночь, и другие подобные события. Да и сегодня, ведущие теологи различных конфесий и деноминаций, спорят между собою доказывая свою правоту и обвиняя других в ереси. А как быть простым христианам, которых большинство? Ведь от того как они думают зависит их духовное, душевное и физическое состояние. Так кто же правильней всех трактует Писание? Конечно же Автор. И это Дух Святой, и Он дан Господом каждому из нас, чтобы научить нас всему. Поэтому, только лиш углубляя наши взаимоотношения с Духом Святым, мы можем свести к минимуму наши ошибки. Есть и другая сторона медали. Любящему Бога все содействует ко благу. И я хочу подчеркнуть, не веруещему в Бога, не боящемуся Бога и не делающему что то для Бога, а именно любящему Бога даже ошибки пойдут на пользу. Сразу возникает вопрос, как влюбится в Бога? Но это уже другая тема. Также прошу не считать мои слова критикой или поучением, это просто мое субьективное мнение, которым и делюсь с вами. И буду рад услышать размышления наших братиков и сестричек. Всем благословений.

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар

Популярні публікації