ЦВЕТ НА ТРАВЕ (размышления о временности)
как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал" (1Петр.1:24)
Год назад мне на
глаза попалась статья доктора философии на тему смертности детей в
Викторианской Англии. Автор проанализировала дневники, письма и медицинские
тексты XVII века, чтобы собрать воедино некоторые разговоры между родителями и
их тяжелобольными детьми.
Сказать, что эта статья поразила меня, значит почти ничего не сказать. Недели
я размышляла о прочитанном. С конца ХVI и до начала XVIII веков почти треть людей умирала в возрасте до 15 лет. Смертность была очень высокой, потому стала довольно
привычным явлением. Культура общества была пропитана кладбищенскими
нарративами, которые не страшили людей, перейдя в статус бытовой темы. Врачи
описывали, как родители открыто готовили своих детей к переходу в вечность. Это
время характеризовалось большой религиозностью общества, поэтому и взгляд на
"упокой" был совсем иным.
Автор Ханна
Ньютон пишет: "Вместо того, чтобы оградить свое потомство от этих зловещих
фактов, родители побуждали детей думать о собственной смертности. Для этого они
помещали детей в палаты для больных, чтобы те становились свидетелями последних
часов жизни родственников и соседей. В 1650-х 4-летний Джон Садлоу из
Миддлсакса присутствовал при смерти своего маленького брата; вид маленького
тельца, «не дышащего, неспособного ни говорить, ни шевелиться», очень
обеспокоил Джона и заставил его спросить родителей, «должен ли он тоже
умереть». Его родители ответили правдиво. Это раннее столкновение со смертью
может показаться болезненным, но намерения родителей были доброжелательными:
рассказывая детям о смертности, они надеялись избавиться от страха перед
неизвестным. Это было частью «подготовки к смерти», духовного процесса, который
был разработан, чтобы помочь христианину достичь состояния мирного принятия и
даже счастья по поводу смерти… Также существовала веская причина, по которой
дети считали смерть желательной: многие уже пережили смерть родителей или
братьев и сестер и жаждали снова увидеть их в раю. 18 В 1620 году 10-летняя
Сесилия Д'Эвес заболела оспой в школе-интернате в Лондоне; ее мать умерла
незадолго до этого, и поэтому девочка, казалось, не возражала против смерти, а
вместо этого с облегчением воскликнула: «Я пойду к моей матери, я увижу ее; Я
скоро буду с ней".
Трудно остаться равнодушным, просто пробежав глазами написанное. Но события последнего времени заставляют меня думать все чаще о вопросах, которые раньше не были столь остры, которые я предпочитала прятать от своего ума. Конечно, мы всегда понимали неизбежность смерти. Но еще каких-то несколько лет тому назад мы пересекались с ней крайне редко: зачастую она была естественной и лишь в исключительных случаях – трагической. Когда я встретила упомянутую статью, за окном витал COVID. Почти каждую неделю мама, возвращаясь с рынка или магазина нашего маленького городка, сообщала о смерти очередного её знакомого. Затем пришла война, при которой ежедневная сводка новостей приносит новую кровавую статистику. И я задумалась: история поколений циклична. В разное время в разной мере и по разным причинам, но всем земным обитателям приходится говорить о смерти откровенно.
"Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне
возвещать?
Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет
полевой.
Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него
дуновение
Господа: так и народ — трава. Трава засыхает, цвет
увядает,
а слово Бога нашего пребудет вечно."
(Ис.40:6-8)
Временность – вот
о чем говорит этот стих. В противовес всему Божьему человек на земле ограничен
и преходящ. Господь призывает пророка напоминать об этом, чтобы люди сделали
практические выводы, имея время еще что-то исправить при жизни. Это то, о чем я
думаю в военное время.
1. Осознание собственной временности изменяет
отношение к ВЕЩАМ.
Проведя некоторое
время в чужой стране вдалеке от родного дома, взяв с собой лишь одну сменную
одежду, я осознала, как же мало нужно человеку для жизни. Все будни поместились
в один рюкзак. Если раньше мое "хочу" плело густые неводы, чтобы
вытащить улов побольше, то теперь у меня осталась только крупная сеть:
отбрасывая мелочи, мне нужно лишь самое необходимое для существования.
Близость смерти
проводит большую фильтрацию сознания, возвращая нас к тому состоянию, которое и
должно характеризовать христианина:
ибо проходит образ мира сего." (1Кор.7:30,31)
Раньше я силилась
понять этот стих, но теперь мне это совсем нетрудно. Первым делом, вернувшись
домой, я принялась чистить свой гардероб, перебирать содержимое полок,
шкатулок, ящичков. Еще некогда прощание с этими дорогими сердцу вещами казалось
абсолютно не целесообразным, ссылаясь на "авось пригодится", и даже
порождало муку при мысли о расставании. Теперь их ценность поблекла на фоне
вечных нетленных вещей. Они превратились в ненужные водоросли, который жадно
захватывал мой невод. Оказалось, что ничто из стоящего на моих полках не поможет
мне в часы воздушных тревог и близких взрывов.
Разве не об этом
так часто говорил Христос, когда побуждал не заботится о тленном?
Накопительство, пусть даже и оправданное, держит души магнитом. Ты не успеешь
осознать, как предметы вокруг окажутся в твоем внутреннем человеке: и вдруг ты обнаруживаешь,
как слился с тем, что нужно было держать от сердца как можно дальше.
2. Осознание собственной временности изменяет
отношение к ЛЮДЯМ.
Я
человек-одиночка. Мне нравится быть наедине со своими мыслями: это наиболее
продуктивное время, наиболее благословенное. Очень часто я воспринимаю людей,
как помехи в моем идеальном плане дня. Но, когда Бог допускает обстоятельства,
в которых слышишь обратный счетчик своих дней, ты понимаешь, что все пункты,
схемы и системы ничего не стоят в сравнении с человеческими отношениями! Смех,
взгляд, слеза, шаги, звонок – такие обыденные раньше, и такие ценные сейчас.
Я посмотрела на
людей совсем другими глазами: мы все обнулились перед лицом беды и страха,
опустились на одну и ту же ступеньку перед престолом Бога. Я почувствовала, что
мне стало легче принимать человека: раздражители, которые выводили из строя мое
сердце по отношению к ближнему, растворились в мыслях о ценности их души в
глазах Бога. О чем мы спорили, из-за чего обижались, чем были расстроены, –
показалось таким ничтожным на фоне неба!
Господь так же
поступает с нами. Он помнит, что мы всего лишь мимолетная плоть, поэтому
прощает нас сотни раз, снисходя к нашим проступкам.
"Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял
их, многократно
отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости
Своей:
Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит
и не возвращается." (Пс.77:38,39)
Когда ты стоишь
начеку своего конца, тебе легче любить ближнего и видеть его ценность. Ты
начинаешь понимать, что те частые стрелы, прилетающие с его поля в виде обид,
несправедливости, злобы, не что иное, как результат его собственной духовной
войны. Он слаб и несостоятелен, поэтому бросает свое копье и в тебя, чтобы хоть
как-то ощутить свою победу. Ему нужна помощь, ему нужно прощение. Бог помнит об
этом, а мы забываем.
3. Осознание собственной временности изменяет
отношение к БОГУ И ЕГО СЛОВУ.
Как бы мы ни
отрицали, но во дни благополучия мы все еще надеемся на собственный "план
Б" для тревожного времени: счет в банке, важные знакомые, опыт,
состоятельные родители, хорошее здоровье, умение приспосабливаться. Но есть
события, при которых рушатся все земные опоры, выходят из строя все продуманные
алгоритмы. Остается только невидимое – остается только Бог. О, сколько покаяний
произвела война! Сколько молитв безбожников приняло небо в часы безнадежности!
Тот факт, что ты можешь умереть сегодня или завтра, возвращает тебя к истокам
жизни, где тебе неизбежно нужно встретится с Творцом. Многие люди вдруг поняли,
что бояться нужно не человека, а Бога.
Как жаль, что
порой человеку нужно пережить трагедию, чтобы понять очевидные и простые
истины, оставленные Богом на страницах Писания. Сколько пророков стерли до
крови свои ноги, ходя по пыльным каменным улицам, повторяя одни и те же слова:
"Человек, ты всего лишь трава, ты всего лишь полевой цветок, у которого
так мало времени!" А что же пребудет вечно? Вечным будет Бог и Его слово.
Вот, что должно стать нашим ориентиром, нашим компасом и системой координат для
жизни на земле. Верная Богу душа отцветет здесь, но после смерти она распахнет
свои лепестки для новой жизни – жизни вечной. Поэтому смерть не должна нас
страшить, она должна нас ободрять держать свои светильники горящими, души
чистыми, объятья открытыми, а веру пропитанной елеем Слова.
Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих
заповеди Его, чтобы исполнять их." (Пс.102:15-18)
Очень красивым слогом написаны очень правильные вещи о насущном, о жизни, о Боге и Его вечных и непереходящих сокровищах и о нас, людях и наших временных телах и проблемах. Ваши слова, вдохновленные Духом Божьим и Писанием , затронули мое сердце, спасибо Екатерина
ВідповістиВидалитиСпасибо! Благодарю Господа за вас Катя! Иногда понимаешь что-то, но выразить это на бумаге или даже просто словами не можешь!.. А вам Бог дал этот дар! Будьте благословенны!🙏❤️
ВідповістиВидалити