Сдаться Навуходоносору


Страшное слово "халдей" в последнее время становится все более популярным в христианском обществе и не только. Современное употребление придало ему, все же, некоторое новое значение, не доконца понимая первоначальное. Кто такие халдеи? Имя халдеев упоминается в Писании, как имя вавилонских мудрецов и учёных, занимавшихся науками, особенно астрономией и математикой. Среди них были жрецы и маги, предсказатели, чародеи и целители, которых в те далёкие времена люди побаивались. Но халдей – это прежде всего этническая принадлежность. Происхождение этого народа точно неизвестно, поэтому версии об их возникновении довольно противоречивы. В одном историки согласны – это было кочевое племя, выживавшее за счет грабежа и разбоя. Они отличались жестокостью и насилием. Один историк пишет:
"Представители халдейских племен постоянно нападали и грабили ассирийские поселения, и даже небольшие древние города. Непрерывные войны халдеев с ассирийцами за обладание Вавилоном, идущие с переменным успехом, приводили к частой смене Вавилонских царей, среди которых были и халдейские князья. После окончательного разгрома и захвата ассирянами халдейских племён, одни князья были жестоко убиты, или бежали в соседние древние государства, такие как Элам, другие - были обложены данью, а их народы пленены и переселены в знаменитую в древности Вавилонию. Там они стали вести оседлую жизнь и заниматься земледелием, ассимилировав и приняв древнюю шумеро-вавилонскую культуру, жречество и религию, превратившись в своеобразную касту халдеев, которая будет передавать свои познания в магии и чародействе последующим поколениям из рода в род.После упадка Ассирийской империи в VII - VI веках до н. э., было основано Нововавилонское царство, во главе с халдейским царём Набопаласаром. Его сын, царь Навуходоносор, расширил Нововавилонское царство, покорив ещё и Иудею. Конец владычеству халдейских царей в Вавилонии положил персидский царь Кир. "

Таким образом, мы видим, что халдеи были абсолютными безбожниками и идолопоклонниками, когда они вторглись в Иудею на девятом году царствования Седекии в 588 года до Р.Х. и держали его в осаде два года и семь месяцев. На одиннадцатом году царствования Седекии, город пал.

Чтобы предостеречь Свой неверный народ, Господь милостиво посылал многих пророков, взывающих к их здравому рассудку. Призыв к покаянию звучал день ото дня, но, увы, не был услышан их сердцами. В эпицентре всех этих событий тогда пребывал Иеремия, которому тяжко давалось такое служение. Пророка ненавидели все слои общества – едва можно было бы сыскать хоть несколько его приверженцев – из-за Божьих призывов, которые он просто передавал. В это смутное время он говорил народу о неизбежной осаде Иерусалима, вопреки всем предсказаниям лжепророков, утверждающим, что наступит мир и покой.

"И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора,
царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых
отдаю ему на служение." (Иер.27:6)

Последний раз перечитывая книгу пророка Иеремии, я остановилась на этом стихе. Как такое может быть? Царь почти самой жестокой нации на то время, гордый и своевольный властелин Навуходоносор, не считающийся ни с кем вокруг, назван Божьим рабом? В моей голове эта мысль едва находила себе место. Но, по некотором раздумье, многое стало на свои места. Нам привычно слышать, как Бог называет Своим служителем какого-то хорошего и благочестивого человека, и порой кажется, что Ему – Святому –  противно брать в руки скверное. Но наш Бог – непредсказуемый Бог: Его пути – не наши пути, и Его мысли – не наши мысли! Бог настолько суверенный, что вправе называть даже такого, как Навуходоносор, Своим рабом, и не просто называть, но и использовать его по факту. Он избрал главного халдея, как инструмент для наказания Своего непослушного народа, и решил предать все земли в его руку, включая даже полевых зверей. Кто сказал, что Бог не властен использовать зло для блага?

"…подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и
служите ему и народу его, и будете живы." (Иер.27:12)

Сдаться Навуходоносору! Какое странное повеление! Я не удивляюсь, почему люди смотрели на Иеремию в вытаращенными глазами и скрежетали зубами. Ассимилировавшись с ассирийцами, халдеи добавили к своей жестокости еще и их страшную свирепость. Историки утверждают, что эти два народа использовали весь арсенал устрашений, который только подвластен человеку: они вели постоянные войны, пускали в ход психологический террор, испепеляли неугодные им города, подвергали пыткам выживших и издевались над живыми, превращая их в рабов. Но одним из их важных ходов – была политика переселения: целые семьи выгоняли из своих домов и переселяли их по всей стране. Это была одна из причин, которые сделали Ассирию, а затем и Вавилон, настолько могущественными. Мастеров из завоеванных стран переселяли в сердце империи, где их отправляли на стройку дворцов и языческих храмов. Именно представителю такой нации Иеремия предлагал сдаться без боя.

Перенесемся в наше время. Если во времена Иеремии зло пришло в лице Навуходоносора, то сегодня такой же Навуходоносор может прийти в лице каких-то других обстоятельств, которым Бог поручил исполнить некую исправительную работу в нашей жизни. Это случается не со всеми и не всегда. Но время от времени, кому-то приходиться сдаться такому Навуходоносору, чтобы подчиниться Божьей воле. Такой поработитель, восстающий против нашего комфорта, нарушающий покой и привычную жизнь, застает нас внезапно: может, это болезнь, может, неразбериха с важными документами, потеря работы или трагедия, с которой мы не хотим смириться. В жестоких обстоятельства, когда у нас нет особого выбора, нам трудно поверить, что именно Бог стал их инициатором. И, как в случае с Вавилонским царем,  в голове тяжко вместить, что сии обстоятельства являются Божьими рабами нам во благо – и поэтому нужно сдаться.

Но даже посреди тягчайших обстоятельств, Господь проявляет милость, даруя Свои обещания, что так будет не всегда. Желая ободрить тех, кто внимал Его словам во времена Седекии, Бог приказывает Иеремии совершить одно символическое действие – выкупить у родственника поле. Иеремия поступил так, но будучи в заключении, он недоуменно молиться к Богу: "Вот, насыпи достигают до города, чтобы взять его; и город от меча и голода и моровой язвы отдается в руки Халдеев, воюющих против него; что Ты говорил, то и исполняется, и вот, Ты видишь это. А Ты, Господи Боже, сказал мне: "купи себе поле за серебро и пригласи свидетелей, тогда как город отдается в руки Халдеев". (Иер.32:24,25) Пророк удивляется, зачем ему это поле, если враги уже дышат перед стеной Иерусалима, и скоро этот город будет разрушен, так что нормальная жизнь перестанет идти своим чередом. Но у Бога есть план! Он дает надежду – не всегда Навуходоносор будет властвовать, наступят дни, когда добро оросит жизнь верных людей:

"И было слово Господне к Иеремии: вот, Я Господь, Бог всякой плоти;
есть ли что невозможное для Меня?" (Иер.32:26,27)
"Ибо так говорит Господь: как Я навел на народ сей все это великое зло,
так наведу на них все благо, какое Я изрек о них." (Иер.32:42)

Кто сказал, что сдаться Навухоносору было легко? Но это была воля Бога – "благая, угодная и совершенная".  (Рим.12:2) Порой такая Его воля не укладывается в голове и противоречит нашему пониманию. Но, ведь, наше понимание ограничено и узко, а Его планы готовят нас к чему-то большему и блаженнейшему. Если к твоим стенам уже подошел Навухоносор, тогда остановись и хорошенько подумай, чей он раб.

"Я Господь, Бог всякой плоти;
есть ли что невозможное для Меня?" (Иер.32:26,27)


Коментарі

Популярні публікації