Меланхолия и печаль ради Бога
Меланхолия -
очень тонкое и завораживающее чувство, не правда ли? В современном обществе, в
прочем, как и предыдущих веках, ее чествовали очень благосклонно. Вот только
причины ее появления в разные времена - разные, хотя вряд ли кто-то вообще
понимает ее причину... Онегин, к примеру, предавался хандре от однообразия и
бестолковости своих дней. Нынче же это состояние внедрилось в темперамент
человека, и для его феерической активации нужен лишь малый толчек - сломанный
каблук, потерянный кошелек, обида или еще какая-нибудь "последняя
капля". Но есть и такие, кто считает легкую печаль привлекательным
состоянием. Виктор Гюго говорил: "Меланхолия - это счастье испытывать грусть". Интернет
даже предлагает списки треков и фильмов под настроение скорби. Но, "ковыряясь"
в слове, стоит сказать, что меланхолия - термин античный, дословно с греческого
языка означающий - "черная желчь", - изначально подразумевал не что иное, как
"патологическое расстройство настроения, характеризуемое глубокой печалью
в сочетании с тревожностью, снижением самооценки, замедлением психомоторных
функций и возникновением мыслей о самоубийстве." Сегодня же это больше
походит на норму в разных своих проявлениях и тяжестях, чем на исключительное
явление. Библия говорит о последствии такой скорби очень однозначно:
"... печаль мирская производит
смерть." 2 Кор.7:10
Уж очень многие верующие
живут в состоянии мирской печали, облекая ее в христианскую добродетель. Кто-то
судьбой недоволен, кто-то работать не хочет, кто-то фильмов пересмотрел, кто-то
на весь мир обижен. Но что еще страшнее - люди придают меланхолии библейское
значение. Не стоит путать слезы от
последствий собственного проступка или греха с благочестивым плачем блаженства,
давая себе ложную надежду, что Христос говорил именно о таком состоянии "блаженны
плачущие, ибо они утешатся." (Матф.5:4) Вовсе нет. Иногда люди считают
чувство сожаления или простой печали покаянием. Это абсолютно разные вещи.
Раскаяться и покаяться - не одно и то же. Иуда, раскаявшись, не покаялся (Матф.27:3-5).
Этот случай еще раз доказывает
библейское утверждение - мирская печаль приводит только к смерти.
К этим размышлениям меня побудили
неоднократные наблюдения за людьми, которым мы оказываем "ложное милосердие"
(то ли в своей наивности, то ли глупости), помогая думать, и сами в это веря,
что они совершили покаяние, тогда как его вовсе не было. Как узнать, что же
есть истинное покаяние после печали по Богу? Вы скажите - по плодам! Что очень
верно. Но есть ответ еще шире, который находится во втором послании к
Коринфянам.
"Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению,
а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились
ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения,
какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание,
какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми
в этом деле." (2Кор.7:10,11)
В этой главе Павел пишет о решении
проблемы в Коринфской церкви. Там был грех, и он был вынужден обличить их,
сделав выговор, что принесло свои позитивные последствия. Печаль по Богу -
абсолютная противоположность мирской печали, пустой и ненужной. С оригинала
"печаль" здесь звучит, как то, что "стесняет, тяготит, огорчает,
терзает, мучит, преследует", - и что мотивирует сердце искать
освобождения.
Размышления о Боге, наталкивают душу сравнить свое состояние с
Божьей святостью, и как можно быстрее очиститься от этой грязи. И здесь он
перечисляет, какие последствия проявляются в жизни покаявшегося человека:
1) усердие - еще одно значение этого слова
"поспешность, торопливость": скорбящее сердце после содеянного греха не откладывает
покаяние на потом, не медлит приложить усилия и сделать все, чтобы избавиться
от тяжкого гнета;
2) извинения - не имеется в виду
самооправдание, но смиренный ответ на обвинение;
3) негодование [на виновного] - на грех,
на самих себя, на искусителя;
4) страх - благоговейное опасение
совершить тот же грех, попасться на ловушку снова; еще одно значение -
"бегство": убегать от греха, опасаться его как самого страшного
события;
5) желание - в греческом "жажда,
томление" исправиться, примириться с Богом;
6) ревность - усердие, соревнование
проявить доброе после содеянного злого;
7) взыскание - мщение, наказание греха,
чтобы на его месте оказалась добродетель.
И все эти чудные преображения берут свое
начало в сердце, но проявляются в поступках. Покаяние - не бездейственное событие, наоборот - о нем
мы только и можем узнать, глядя на видимые поступки. И в конце концов - результат
очевиден для всех - чистота жизни.
Что толку грустить о своей жизни и ничего
не делать, утешаясь местами из Писаний, обетования которых принадлежат тем, кто
жаждет изменений и очищения?
Меланхолия - это черная желчь, но печаль же ради Бога несет неизменное покаяние
ко спасению. Будем грустить! Но грустить нужно правильно, чтобы прийти к
Божьему утешению, иначе - нас ожидает безнадежность попусту потраченных слез, в
конце которых только смерть...
Коментарі
Дописати коментар