Три орешка для... довольства
А что, если бы
сегодня тебе, как Золушке в старой сказке, подарили три орешка для прекрасной
жизни? Для жизни, которой будешь доволен и счастлив, и которую уже не захочется
изменить или подкорректировать. Ну? Так вот, сегодня я дам тебе ТРИ ОРЕШКА,
способные превратить твою внутреннюю несчастную Золушку в прекрасную и богатую
Принцессу. Нет-нет, я не волшебница, и даже не учусь стать ею. Все дело в
Писании, которое открывает глаза на истинное довольство бытия.
Доволен ли ты
своей жизнью, дорогой друг? Последние несколько лет на Украину нахлынула волна
отчаяния и неудовлетворения - так что люди стали искать всевозможные "лазейки"
выезда за границу. И очень многие их нашли. Среди таких немало христиан.
Интересно, всегда ли смена места пребывания делает нас счастливыми и
довольными? В некоторых случаях - да. Но что, если ты не в состоянии
"убежать" за моря и океаны - нет зажиточных родственников, нет
финансов, нет визы, нет здоровья, и еще всякого сто раз "нет" - туда, где обещаны нарисованными миражами все
блага бытия? Неужто сесть у самовара и заплакать, потому что наши условия
никогда не изменятся? Откуда ждать хорошего? Сегодня психологи помогают
человеку обрести полное умиротворение и счастье, а но когда-то в роли таковых
выступали мудрецы и философы. Проблема довольства всегда оставалась актуальной.
В древние времена существовало ответвление языческой этики - стоицизм. В
комментариях Баркли я нашла интересную информацию об их советах, как обрести
полное удовлетворение.
"1. Они предлагали отказ от всех желаний. Стоики
правильно считали, что довольство зависит не от того, чтобы владеть многим, а
от того, чтобы довольствоваться малым. "Если хочешь сделать человека
счастливым, не увеличивай его владения, а уменьши его желания". Стоики
полагали, что единственный путь к довольству и самоудовлетворению - покончить
со всеми желаниями настолько, чтобы человек пришел в состояние, когда ему
ничего не нужно.
2. Они предлагали покончить со всеми эмоциями настолько,
чтобы человек пришел в состояние, когда его не будет волновать ни то, что
случится с ним самим, ни то, что случится с другими. Эпиктет говорил:
"Начни с чаши или с домашней утвари; если она разобьется говори: "Мне
все равно". Потом переходи к лошади или к любимой собаке; если с ними
что-нибудь случится, говори: "Мне все равно". А потом в отношении
себя самого, и если ушибешься или повредишь себе что-нибудь, говори: "Мне
все равно". Если ты будешь продолжать это достаточно долго и если ты
будешь прилично стараться, то настанет такой момент, когда ты сможешь смотреть
на то, как страдают и умирают самые близкие тебе люди и говорить: "Мне все
равно". Цель стоиков сводилась к тому, чтобы покончить со всяким чувством
в сердце.
Для достижения довольства и самоудовлетворения стоики
искореняли все желания и разрушали все чувства; они искореняли любовь и
запрещали всякую заботу. Как сказал Т. Р. Глоувер: "Стоики обращали сердце
в пустыню и называли это покоем".
Видно, такой
подход не сработал... Удивительная сила должна быть, чтобы сидеть спокойно,
когда весь твой дом разрушен, любимая собака мертва, а сам ты с переломами и
ушибами продолжаешь твердить "Мне все равно"! Все было бы ужасно
грустно, если бы однажды Павел не сказал в послании к Филиппийцам, через вдохновение
Святого Духа, слудующие слова:
"... я научился быть довольным тем,
что у меня есть." Фил.4:11
Если смог Павел,
тогда сможем и мы. Вот они ТРИ ОРЕШКА для довольства.
1. Учиться. Павел говорит "я
научился". Почему-то, мы склонны думать, что в нашей грешной плоти
благочестивые умения появляются просто так, сами по себе. Хочу опровергнуть эту
нерадивую мысль - ничего доброго в нас не живет.
"Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе;
потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не
нахожу." Рим.7:18
Все доброе приходит от Бога в виде
зернышек, которые нужно садить внутрь себя, взращивать и поливать, и учиться их
использовать. Когда мы рождаемся, то постепенно учимся всему - сидеть, ходить,
кушать, читать и т.п. У нас есть ноги, но мы не всегда умели ними пользоваться.
Так же обстоит дело и с довольством - ему нужно учиться. В оригинале это слово
звучит, как "овладел тайной, проникнул в тайну". В новом завете оно
используется только один раз в этом месте. Многие стоики желали бы вникнуть в
это осознание - но, увы, оно подвластно только верующему человеку.
2. "Быть довольным" - буквально звучит, как "быть
самостоятельным, независим", то есть не зависеть от обстоятельств. Внутри
у нас должно быть нечто, что невозможно пошатнуть плохой погодой, сломанным
феном, отключением воды, нарушенным обещанием человека, неожиданной проблемой,
тяжелой болезнью... И это "нечто" - удовлетворенность свыше. Если
твое довольство основывается на нерушимом фундаменте Божьей истины - то оно не
будет колебаться. Сегодня строительство высотных зданий набирает необычайные
обороты. Это обусловлено экономией земли в больших городах и дороговизной
коммуникаций. Но проблема, с которой борются инженеры - как сделать небоскреб
устойчивым к сейсмическим колебаниям. Как нам сегодня сделать свое довольство
устойчивым от колебаний или влияний внешних факторов? Думаешь, эмиграция
решение твоей проблемы, или новый телефон, или замужество, или хорошая работа,
или здоровое и красивое тело, или...? Такой "каркас" явно не сделает
твой небоскреб стойким, чем слабее опора - тем ниже ты к земле. Для духовной
"пятиэтажки" такой вариант подойдет - но явно не для духовного
небоскреба, который коснется облаков.
3. "Что
у меня есть". Наша проблема заключается в том, что мы смотрим на то,
чего у нас нет, и чувствуем себя несчастными, вместо того, чтобы смотреть на
уже существующее и имеющееся - и учиться пользоваться этим. Я помню, как в
детстве мы с детьми во дворе строили халабуды из всего, что попадалось под
руки: какие-то ящики, доски, листья, рваные мешки, старые автомобильные кресла.
И где мы только это находили? Тогда это казалось великим счастьем! Мы были всем
довольны. Сегодня дети не строят хижины и халабуды, они клянчат iPhone или PSP.
И их благодарность заканчивается очень скоро - с выходом новой версии гаджета.
Так-вот довольство - это, когда ты счастлив иметь черно-белый NOKIA, когда весь
мир гонится за iPhone 6s plus. Что ты УЖЕ имеешь сегодня? Еда, одежда,
внешность, крыша над головой, чистая постель, канализация, друзья, учеба,
работа - то, что кажется таким заурядным и никчемным, на самом деле является целым
богатством. Я часто пресекаю мысли, когда хочется пожалеть себя: о том, что я
имею уже сейчас, многие люди молятся со слезами долгие годы. В перечислении
судей был такой Самегар, о нем написан лишь один стих:
"После него был Самегар, сын Анафов, который шестьсот человек
Филистимлян побил воловьим рожном; и он также спас Израиля." Суд.3:31
Он прославился умением использовать то,
что у него было для получения победы.
А было у него немного - воловье рожно. Этого стало достаточно, чтобы его
увековечили на страницах Библии для примера нам. Может, сейчас ты смотришь на красивых,
умных, богатых, талантливых - и тускнеешь от одной только мысли, что ты не
такой, как они. Твоего воловьего рожна УЖЕ достаточно, чтобы обрести победу для
Бога и для своей души. Почему Бог должен давать тебе больше, если ты еще не
научился быть довольным тем, что УЖЕ ЕСТЬ?
Три орешка так и могут остаться не щелкнутыми,
если мы будем щелкать их своей силой. Секрет силы Павла - вовсе не секрет:
"Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе." Фил.4:13
Коментарі
Дописати коментар