"Двух вещей я прошу у Тебя": предсмертная просьба Агура
Каждый понимает, что физическая
смерть неизбежна для любого человеческого существа. Все же, люди относятся к
ней по-разному. Кто-то, мысля о скоротечности жизни, предается разгулу, жаждя
испытать как можно больше земных наслаждений. Иные — боятся смерти, поэтому
стараются отсрочить ее приход разными способами, начиная от косметических и
заканчивая спиритическими. Третьи — наоборот воспитывают себя принимать смерть
как естественное явление. Однажды я прочла, что некий Джон Донн — проповедник и
поэт 17 века — одно время спал в гробу, дабы приучить свой разум и душу к
величайшим вопросам жизни и смерти. Не думаю, что этот способ добавит человеку
благоразумия, все же, и подобным историям тоже есть место в бытии. Но я хочу
поговорить о группе людей, которые относятся к смерти как к переходу к новому и
лучшему существованию вместе с Господом. Имея такое понимание земного конца,
человек смотрит на жизнь под другим углом. Иными словами — твое ожидание будущей встречи с Богом побуждает тебя
изменять уже сейчас свое настоящее, дабы оказаться пред Ним
благоугодным.
Перечитывая Притчи, я в который
раз обратила внимание на некоего Агура — загадочного, но вдохновенного
мыслителя. И вот, наконец, добралась, чтобы исследовать его интересную просьбу.
Нам мало известно об этом человеке, но его желание познать Господа, и в то же
самое время его скромность, не могут не впечатлить.
«Слова Агура, сына Иакеева. Вдохновенные изречения,
которые
сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу: подлинно, я
более
невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого
нет
у меня, и не научился я мудрости, и познания святых не
имею.»
(Прит.30:1-3)
Он размышляет о всемогуществе
Бога и о человеческой несостоятельности, и вдруг обращается к Господу в
молитве:
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели
я умру:
суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай
мне,
питай меня насущным хлебом» (Прит.30:7,8)
Агур, как и все мы, ясно понимал,
что его дни на земле имеют свой счет. Но, прежде нежели этот счет обнулится, у
него есть важная просьба к Богу. Я люблю задавать человеку вопрос на его День
рождения: «Что бы ты сам себе пожелал?». Молитва Агура очень ясно выражает его
желание вплоть до конца жизни. Если бы ты оказался рядом с
Уфиилом, еще одним Уфиилом и Укалом в далеком прошлом, сидя на цветастом
шелковом ковре, удивился бы такой просьбе Агура? Почему именно это, а не что-то другое он просил у
Всемогущего?
Знаете, что меня поражает в этой молитве? Обычно люди
произносят «дай», а Агур говорит - «не дай». Вместо приобретения он просит
лишить его чего-то. Хороший урок, правда? Иногда лишения привносят в нашу жизнь
наилучшие приобретения.
Итак, две вещи, которые просил
Агур.
1. Избавление о суеты и лжи
«...суету и ложь удали от меня...» (Прит.30:8)
Понимая свою греховность и
склонность идти на поводу у мира, Агур умоляет Бога, избавить его от суеты. Что такое эта суета? Это — не что иное, как тщетные дела,
бесплодные поступки, пустые стремления, порождаемые грешным миром. Он влечет нас своими приманками, не давая времени подумать о решении и его
последствиях. Как часто мы гонимся за ветром, за пустотой, пытаясь ее ухватить,
а потом получаем лишь разочарование и унылый дух. Он не говорит здесь о
ежедневной рутине, от которой человеку никак не избавиться, но скорее о
головокружении от этого мира со всеми его пороками. Не об этом ли говорит Апостол Иоанн: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в
том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость
житейская, не есть от Отца, но от мира сего.» (1Иоан.2:15,16)
Я долгое время не могла понять,
почему Агур рядом с суетой поставил ложь. По некотором размышлении я нашла
для себя ответ. Когда суета окутывает наши глаза, нам сложно разглядеть
истинную суть вещей. Ребенок, кружащийся на карусели, не способен ясно
различить предметы вокруг — все смазывается, и в какой-то момент тебе хочется просто
закрыть глаза и бездумно кружиться. Не то же ли происходит с нашей душой на
карусели суеты? Мы перестаем воспринимать черный грех и белую святость, все вокруг становится серым, размытым. В такие
минуты не только мир способен нас обмануть, но мы и сами себя можем оправдывать
ложью. Сколько раз, удалившись от Бога, душа льстила себе, оправдывала себя и
придумывала отговорки?
Суета порождает ложь, эти две
подруги идут рука об руку.
2. Избавление от нищеты и
богатства
«...нищеты и богатства не давай мне...»
(Прит.30:8)
Эти две крайности также приносят
соблазны в жизнь. В Библии много говорится о богатстве, поэтому мы думаем, что
богатые часто больше грешат пред Богом из-за своего сребролюбия. Но этот порок
может быть присущ каждому человеку, независимо от того, есть ли у него деньги
или нет. Стоит даже сказать, что нищий склонен сильнее любить серебро и
стремится к нему из-за его отсутствия.
«...питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я
не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и
чтобы,
обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего
всуе.» (Прит.30:8,9)
Агур очень честно признается в
том, что крайняя нищета, равно как и чрезмерное богатство, способны увести душу
от Бога. Такое случается не со всеми, но он боялся за себя. Как часто ты
просишь у Господа сбалансировать твой материальный достаток, чтобы он не стал
преградой на пути к благочестию? Готов ли ты довольствоваться насущным хлебом до самой смерти? Здесь
не говориться о том, что нужно быть бедным — как некоторые считают это «золотой
серединой» между нищетой и роскошью — нет. Мудрец просит дать ему «насущное» —
то есть восполнить его нужды, а не прихоти. Помните, как Иисус Христос учил
молиться: «хлеб наш насущный подавай нам на каждый день...» (Лук.11:3) Вот это и есть правильный баланс — быть каждый день довольным Божьим обеспечением, которого
всегда предостаточно, «ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не
покину тебя...» (Евр.13:5) Нам все еще есть чему учится...
Благочестие порождает довольство,
эти две подруги идут рука об руку.
И что же сказать напоследок? Агур понимал свою зависимость
от Бога. Он знал, что в одиночку ему не справиться с искушениями этого мира, и
не боялся в этом признаться пред Ним и ближними. Его заботила не благополучная жизнь до самой смерти, а благочестивая жизнь. Мы не знаем сколько нам
отмерено дней на земле. Так не побуждает ли нас этот факт жаднее напитываться
мудростью Писания, чтобы угождать Богу в те краткие дни нашего бытия?..
Скажи Богу свое пожелание: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи
мне, прежде нежели я умру...»
Коментарі
Дописати коментар