Отнятые от груди (Пс.130)



Когда подошло время покидать детский сад и переходить в младшую школу, радость перемены отнюдь не стала моим верным спутником. Помню, как одни дети хлопали в ладоши, предвкушая грядущее освобождение от нянькиных правил, другие же – с претенциозным выражением лица насмехались над ясельной группой, воображая себя достойными высоты школьной парты и вселенски сильными для тяжести ранца. Я же довольно уныло смотрела в будущее, видя в нем лишь грусть порабощения после кратких лет "богемной" садовской жизни. Мамины наставления о взрослой жизни веяли холодом и слезами, и я никогда не понимала, почему дети так сильно мечтают превратиться во взрослых. Оказавшись в первом классе, я нередко после уроков приходила в детский сад, который находился через дорогу, дабы с блаженной мукой вдохнуть аромат манной каши, почувствовать тепло ковра под ногами и попутно навестить своих любимых (и не очень) воспитательниц.

Я не любитель перемен, но "всему свое время, и время всякой вещи под небом" (Екл.3:1). Цикличность, некогда заложенная Богом во все живое, не требует нашего согласия и не вступает с нами в переговоры – сезоны сменяют друг друга, детство прогоняет младенчество, а его, в свою очередь, вытесняет взбалмошная юность… Обязанные достигнуть зрелости, мы не всегда даем себе отчет, что постигнет нас с её приходом, и какие уроки она преподаст за своей партой.

Говоря о душе, в сознании возникает вопрос: а как узнать, являюсь ли я зрелым христианином? На основании чего строиться моя уверенность в правильности умозаключений и трактовки происходящих жизненных событий? Может, я все еще не оставил духовное молоко?

"Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески
мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то
оставил младенческое." (1Кор.13:11)

Не имея намерений томить вас лишними вопросами, перейду к сути. В Писании дано премного симптомов зрелости, но коснусь лишь того, что вдохновило меня в этот раз – псалом Давида 130-ый.

"Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи
мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти,
отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя,
отнятое от груди. Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек. "
(Пс.130:1-3)

Давид, несмотря на свои громкие прегрешения, все же, умел подниматься и просить прощения у Господа, оставаясь Его образцовым слугой. Его духовная взрослость не ставится под сомнение никем из нас, ведь Сам Бог подтвердил обретенный им статус. Это положение не дается в подарок и не приходит по умолчанию, оно является результатом долгого процесса, порой болезненного и неудобного, но необходимого для нормального развития. В данном коротком псалме Давид показывает три признака зрелости верующего человека, которыми нам полезно проверить самое себя.

ПРИЗНАКИ ДУХОВНОЙ ЗРЕЛОСТИ

1. Правильная самооценка

"Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи
мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое."

Простыми словами Давид говорит Богу, что знает свое место. Он волевым решением избегал попасть в воронку ложных амбиций, плавно переходящих в осознанные решения, а затем превращающиеся в грешные поступки. Сердце, мысли и дела его – были под властным контролем духа.

Всем нам свойственно думать о себе более, нежели должно думать (Рим.12:3) Нам нравится играть роли тех, которыми мы не являемся. Как в детском саду, мы примеряем на себя ложные повадки, и ждем от других, что они будут играть в нашу игру. Моя племянница в детстве любила придумывать себе новые имена каждое утро, пока шла в группу. Она говорила: "Сегодня я буду Аманда!", заставляя всех участвовать в своём сценарии. Подобное происходит с нами, уже физически взрослыми людьми, когда мы продолжаем мечтать о себе. Надменность сердца возносит наши очи, влача за собой и поступки. Первая характеристика незрелости заключается именно в нездравой оценке самого себя, когда мы тратим усилия, притягивая за уши весь мир и доказывая себе и всем то, чего нет на самом деле. Гордость или заниженная самооценка, зависть или тщеславие, фантазии или обиды – это то, что преследует духовно незрелого человека во все дни его жизни. Давид говорит Господу, что, будучи не лишен этих пороков от природы, он, все же, сознательно отказывался от них в пользу добродетелей. Он реально оценивал чтО есть "недосягаемое", к чему у него нет ни способностей, ни разрешения от Бога, ни сил. Сколько времени порой тратим мы, чтобы покорить те вершины, к которым нам нет доступа, изнывая и виня Бога в отсутствии помощи свыше. Зрелый человек не тратит попусту свои силы и свое время, он видит реальность реальной.

2. Послушание сквозь слезы

"Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти,
отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя,
отнятое от груди."

Ребенок, которого настало время отлучить от груди, не понимает важности этой перемены. Для него это ничто иное, как непостижимая потеря, лишение комфорта привычной мирной жизни. Он не знает, что есть другой мир: мир вкусов, мир шагов, мир открытий. Но ему ничего не остается, как только лишь переплакать и довериться. Как сказал Уорен Уирсби: "Рост предполагает болезненные утраты, которые могут привести к прекрасным приобретениям. Зрелый человек знает, что жизнь – это череда потерь и приобретений, и учится конструктивно использовать свои утраты." Переход к новому этапу жизни, пусть даже и сквозь слезы, не лишает нас Отчей любви, наоборот является здравым её проявлением. Мать, привязавшая ребенка к своей груди навеки, не позволит ему нормально развиваться, она останавливает его нормальную жизнедеятельность. Господь знает, когда отлучать нас "от груди" – от состояния нежного комфорта и полного обеспечения. Младенчество – это лишь этап, легкий старт на пути к большим и важным преобразованиям. Зрелый человек умеет отпускать то, что давалось Богом на время, и было призвано послужить для духовного становления, а не обеспечить легкое существование. Бог не запрещает нам плакать в часы трудных перемен, но это не значит, что наши слезы могут Его удержать от воплощения Его намерений. Давид различал времена скорби и времена перемен, и утешал свою душу, как малого младенца, говоря себе, что впереди ожидает лучшее. Послушание в такие минуты для зрелого человека вовсе не лишено эмоциональности, но среди земных слез, оно обладает неземным спокойствием духа.

3. Упование на всю жизнь

"Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек."

Давид пережил много с Господом. Кому, как не ему, был известен вкус слез, незаслуженных обид, долгого ожидания. Но вместе с этим, он пережил и вкус благословений, выполненных Богом обещаний, сладостного общения с Ним и неизменности Божьего характера. Бог изменяет наши обстоятельства, но Сам Он – неизменен! Мы ходим с вами не по тонкому льду, готовому проломиться в любую минуту, но по твердой земле Божьих обещаний. Зрелость понимает: иногда, чтобы обновиться в надежде о будущем, нужно оглянуться на прошлое. Сколько раз Бог спасал и поднимал, сколько раз, подведя нас к краю, подхватывал на Своих крыльях! Нам не нужно искать помощи на чужой стороне, когда Сам Бога за нас. Мы не навязались Ему, он Сам предложил отдохнуть под Его сенью. Сколько еще раз нам нужно будет покидать нагретое гнездо и ступать в неизвестность! Но кажущее нам неизвестностью, отнюдь не является неизвестностью для Него! У Него есть и микроскоп, и телескоп. Поняв это однажды, Давид ободрял себя, смотря в будущее, и имел дерзновение ободрять других верных. Будем уповать на Его видение и руководство. При неизбежности перемен, давайте радоваться им, а не грустить, ведь именно благодаря им, мы становимся зрелыми, оставляя теплое молоко в удел новорожденным. 



Коментарі

  1. Да...
    Фраза ..."Но кажущее нам неизвестностью, отнюдь не является неизвестностью для Него! У Него есть и микроскоп, и телескоп"
    Попала не в бровь, а в глаз

    ВідповістиВидалити
  2. Анонім19.02.20, 15:02

    Интересные рассуждения.

    ВідповістиВидалити
  3. Очень хоршо сказано, легло на сердце. Одолжу мысли, чтобы поделиться. Благослови Вас Господь!

    ВідповістиВидалити

Дописати коментар

Популярні публікації